Анализ результатов
Страница 7

С помощью метода однофакторного дисперсионного анализа (приложение 3) было выявлено, что Fэмп (66,8) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.

Вывод: различия в уровне мотивации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Это означает, что уровень мотивации во многом определяется возрастным фактором.

Для наглядности эмпирические данные отметим на графике (рис.2.7).

Рисунок 2.7

Из данного графика видно, что уровень мотивации на протяжении всего периода взрослости претерпевает определенные изменения. Занимая третью позицию в возрасте 25-30 лет, уровень реализации ценностей возрастает до максимального значения к 30-45 годам, после чего намечается его спад до минимума в возрасте 55-60 лет.

Далее рассмотрим показатели по каждой шкале. Как мы говорили выше данная методика позволяет составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности. Общежитейская направленность складывается из шкал: жизнеобеспечение, комфорт и общение. Рабочая направленность из шкал: общая активность, социальная полезность и творческая активность.

Полученные результаты представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Шкалы

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

Жизнеобеспечение

12,67

17,2

18,53

13,73

Комфорт

12,53

16,27

17,4

18,4

Общение

21,13

21,47

18

14,5

Общежитейская направленность

46,33

54,94

53,93

46,63

Общая активность

20,2

20,47

17,53

9,07

Творч. активность

18,53

21

15,4

12,2

Соц. полезность

13,73

20,93

19,33

18

Рабочая направленность

52,46

62,4

52,26

39,27

Для наглядности данные по общежитейской и рабочей направленности представим графически (рис.2.8).

Рисунок 2.8

Из графика видно, что в разные периоды взрослого возраста человек руководствуется разными мотивами. В периоды ранней (25-30 лет) и средней взрослости (30-45 лет) ведущей является рабочая направленность. Достигнув пика в 30-45 лет, она начинает идти на убыль, заняв минимальную позицию в возрасте 55-60 лет. Это отражает то, как человек в ранней взрослости начинает осваивать на работе свою профессиональную роль, а в средней взрослости совершенствуется в ней. В поздней взрослости и в предпенсионном возрасте человек, скорее всего, также высококвалифицированно выполняет свою работу, но для этого ему не требуется сильная мотивация, работа перестает быть ведущей деятельностью. Общежитейская направленность с возрастом изменяется в меньшей степени, с 25-30 лет, где имеется самый низкий показатель, она возрастает к периоду средней взрослости и практически не изменяется до поздней взрослости, после чего наблюдается спад. Несмотря на убывающую тенденцию общежитейская направленность в период от 45-55 до 60 лет играет в жизни человека большую роль, чем деловая. В общем, динамика двух видов мотивации совпадает: с 25 лет наблюдается рост, достигая пика в 30-45 лет, а затем убывает.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Современные условия
В современных условиях роль психологии в решении практических задач на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает, все более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Повышающиеся требования практики к науке вообще и к психологии в частности, порождают потребн ...

Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий. Задачи нашего исследования таковы: 1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирован ...

Процессы и виды памяти
Процессы памяти: 1. Запоминание (произвольное, непроизвольное) – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации (механическое, осмысленное). 2. Сохранение (осмысленность, прочность запоминания) – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru