Анализ результатов
Страница 7

С помощью метода однофакторного дисперсионного анализа (приложение 3) было выявлено, что Fэмп (66,8) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.

Вывод: различия в уровне мотивации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Это означает, что уровень мотивации во многом определяется возрастным фактором.

Для наглядности эмпирические данные отметим на графике (рис.2.7).

Рисунок 2.7

Из данного графика видно, что уровень мотивации на протяжении всего периода взрослости претерпевает определенные изменения. Занимая третью позицию в возрасте 25-30 лет, уровень реализации ценностей возрастает до максимального значения к 30-45 годам, после чего намечается его спад до минимума в возрасте 55-60 лет.

Далее рассмотрим показатели по каждой шкале. Как мы говорили выше данная методика позволяет составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности. Общежитейская направленность складывается из шкал: жизнеобеспечение, комфорт и общение. Рабочая направленность из шкал: общая активность, социальная полезность и творческая активность.

Полученные результаты представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Шкалы

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

Жизнеобеспечение

12,67

17,2

18,53

13,73

Комфорт

12,53

16,27

17,4

18,4

Общение

21,13

21,47

18

14,5

Общежитейская направленность

46,33

54,94

53,93

46,63

Общая активность

20,2

20,47

17,53

9,07

Творч. активность

18,53

21

15,4

12,2

Соц. полезность

13,73

20,93

19,33

18

Рабочая направленность

52,46

62,4

52,26

39,27

Для наглядности данные по общежитейской и рабочей направленности представим графически (рис.2.8).

Рисунок 2.8

Из графика видно, что в разные периоды взрослого возраста человек руководствуется разными мотивами. В периоды ранней (25-30 лет) и средней взрослости (30-45 лет) ведущей является рабочая направленность. Достигнув пика в 30-45 лет, она начинает идти на убыль, заняв минимальную позицию в возрасте 55-60 лет. Это отражает то, как человек в ранней взрослости начинает осваивать на работе свою профессиональную роль, а в средней взрослости совершенствуется в ней. В поздней взрослости и в предпенсионном возрасте человек, скорее всего, также высококвалифицированно выполняет свою работу, но для этого ему не требуется сильная мотивация, работа перестает быть ведущей деятельностью. Общежитейская направленность с возрастом изменяется в меньшей степени, с 25-30 лет, где имеется самый низкий показатель, она возрастает к периоду средней взрослости и практически не изменяется до поздней взрослости, после чего наблюдается спад. Несмотря на убывающую тенденцию общежитейская направленность в период от 45-55 до 60 лет играет в жизни человека большую роль, чем деловая. В общем, динамика двух видов мотивации совпадает: с 25 лет наблюдается рост, достигая пика в 30-45 лет, а затем убывает.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Типология характера Э. Фромма
С именем Э. Фромма связана разработка понятия «социальный характер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Социальный характер присущ всем классам и группам, существующим в обществе. Фромм выделил пять устойчивых типов характера. 1. Рецептивный тип. Че ...

Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвовать в жизни взрослых, подражать. Взрослый - носить соц. ролей. ПЧ - ребенок хочет активно входить в ...

Понятие личности
Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду “индивид – субъект деятельности – личность - индивидуальность” в предложенной Б.Г. Ананьевым классической тетраде понятий, опис ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru