Анализ результатов
Страница 4

Проведя подобный математический анализ (приложение 1) выявилось, что Fэмп (32,36) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.

Вывод: различия в значимости жизненных сфер между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Т.о. значимость жизненных сфер во многом определяет возраст.

Уровень значимости жизненных сфер для человека в тот или иной период взрослой жизни можно проследить на графике (рис. 2.3)

Рисунок 2.3

Из графика видно, что минимальный уровень значимости жизненных сфер приходится на период ранней взрослости, а наиболее значимы они в период средней взрослости. Достигая максимального значения в этом возрасте, уровень важности жизненных сфер с годами снижается.

Рассмотрим, какие конкретно жизненные сферы деятельности предпочитает человек в том или ином периоде взрослости. В таблице 2.4 приведены результаты.

Таблица 2.4

Жизненные сферы

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

Сфера проф. жизни

8

7

6

4

Сфера обучения и образ-я

6

5

4

3

Сфера семейной жизни

2

8

8

7

Сфера обществ. жизни

6

7

8

6

Сфера увлечений

7

5

5

5

Сфера физич. активности

7

6

5

5

Данные таблицы перенесем на график и посмотрим динамику жизненных сфер в периоде взрослости (рис.2.4).

Рисунок 2.4

Проследив динамику жизненных сфер, можно отметить, что для раннего периода взрослости важными являются профессиональная сфера, сфера увлечений, сфера физической активности и сфера обучения, образования. Все перечисленные сферы с возрастом становятся менее значимыми. Так, сфера профессиональной жизни и сфера обучения и образования имеют прямую тенденцию к спаду, достигая минимального значения в возрасте 55-60 лет, хотя профессиональная жизнь остается важной для периода средней и поздней взрослости. С периода ранней взрослости до периода поздней взрослости человек отдает много времени своей работе, включается в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни. С юношеского возраста у человека в раннем взрослом возрасте еще сохраняется стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. С годами человеку в жизни меньше требуется учиться и получать новые знания. Сфера физической активности является особенно важной в ранний период взрослости. Человеку в этом возрасте физическая культура необходима для гармонизации жизни, он считает, что красота и внешняя привлекательность связаны со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом. А малая значимость данной сферы для других периодов жизни связана с возрастными изменениями, большей пассивностью. Спад важности сферы физической активности останавливается к 45-55 годам и в предпенсионном возрасте сохраняется на таком же уровне. Возможно, с приближением старости и ухудшения состояния здоровья человек по-новому осознает значение физической активности. Высокую значимость сфера увлечений для человека имеет в раннем взрослом возрасте, к 30-45 годам ее важность снижается и в последующие годы сохраняет такую же степень значимости. В ранние годы взрослости человек посвящает своему увлечению больше свободного времени, чем в последующие, хотя на протяжении всего периода взрослости человек считает, что без увлечения жизнь во многом неполноценна. В отличие от вышерассмотренных жизненных сфер возрастающую тенденцию имеют сфера общественной и сфера семейной жизни. Меньшее значение в 25-30 лет придается сфере семейной жизни, а к 30-45 годам значение этой сферы резко возрастает и имеет здесь максимальный показатель. С этого возраста для человека высокую значимость имеет все то, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье. В последующие периоды ее важность несколько снижается, но остается ведущей среди других сфер. Высокую значимость для человека проблемы жизни общества приобретают в период поздней взрослости. Человек в этот период широко вовлекается в общественно-политическую жизнь, считая главным для человека его политические убеждения. К предпенсионному возрасту важность сферы общественной жизни вновь снижается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»
Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами. По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется т ...

Приложения
Приложение 1 Школа _класс _ Вопросы анкеты 1. Как вы понимаете термин «Информационная культура». _ _ 2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему? _ _ 3. Какие источники информации Вы знаете? _ _ 4. Какой из источников является для Вас более важным? _ 5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в кажд ...

Сущность и типы конфликтов
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоре­чие. Буквально конфликт означает «столкновение». Обычно с кон­фликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, по­пытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматри­вается как явление негативное и нежелательное, которого следует избегать. Так считали представители ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru