Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 6

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

Мысли Абая о самовоспитании чувств, волн, личности в целом, прежде всего, были адресованы молодежи. Абай постоянно подчеркивал, что человек должен познать свои недостатки, ошибки, промахи и исправить их.

Разбирая все эти морально-нравственные понятия, Абай приходит к выводу о том, что пока в казахском обществе господствует дурной пример, он не проходит бесследно, а формирует у людей часто дурное поведение. Сознавая прямую зависимость формирования личности подрастающего поколения от социальной среды, поэт-демократ все же не видит путей изменения ее. Абай лишь вскользь замечает, что нужен (так считал в далекие времена и великий аль-Фараби) умный человек, который мог бы помочь степнякам своими мудрыми советами и наставлениями. Именно поэтому он придавал решающее значение моральному совершенствованию добрых и умных людей.

«Стремление к истине и постижение ее рождаются высоким сознанием, — писал Абай, — сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих чувств, прежде всего, способствуют непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».

Основными ориентирами Абая в вопросах нравственного воспитания являются патриотизм, гуманизм, интернационализм. Хотя просветительско-демократическое мировоззрение Абая было исторически ограничено и не поднялось до уровня русских революционных демократов, однако, как справедливо указывал М. О. Ауэзов, Абай воспринял эстетические принципы Б. Г. Белинского и обратил всю силу своего дара на служение обществу. Он также глубоко постиг основы мировоззрения II. Г Чернышевского и, следуя ему, не только видел всю неприглядную правду современной ему действительности, по и выносил ей беспощадный приговор. Подобно Б. Г. Белинскому и Н. Г. Чернышевскому, Абай мучительно ощущал казавшуюся ему беспросветной тьму, терзался, задаваясь бесчисленными вопросами. В творчестве его отразились одновременно и сила убеждение, вера в величие человека, в его духовные качества, и горькое сомнение, тревога за судьбу подрастающих поколений.

Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод — это крикливость, гнев, нервозность. «От родителя, — писал он, — который вначале показывает не ум, а гнев, дети не могут брать пример. Они тоже прибегнут к гневу». В ряде своих произведений он указывал: нравы и поведение детей портятся из-за неправильного воспитания их родителями, наставниками. Дети портятся также в результате пагубного влияния сверстников, друзей и товарищей. Так, родители связывают воспитание детей с расчетливой целью. Во-первых, в лице своих детей они видят лишь своих наследников; во-вторых, духовных жрецов, богомольцев после смерти; в-третьих, кормильцев на старости лет. Абай выступал против всех этих точек зрения на цели воспитания детей. По его мнению, все указанные цели являются эгоистическими, унижающими достоинство будущего граждани­на: «Сын твоего отца — недруг народу, сын народа — твой друг», — гневно писал Абай о «концепциях» отдельных родителей на цели воспитания.

По Абаю, потенциальные способности человека реализуются через преодоление трудностей; познание, обучение, умение, воспитание, немыслимы без труда, без кропотливой работы человека над собой, без любознательности и пытливости. Он писал, что каждый бесцельно проведенный день уводит человека от нормальной, разумной жизни. Поэтому надо заполнить дин своп продуманными и полезными деяниями.

Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.

Подводя итоги сказанному о нравственном воспитании в педагогическом наследии Абая, следует отмстить, что он создал довольно стройную систему нравственного воспитания человека, широко используя при этом сложившийся к тому времени в педагогической пауке понятийный аппарат. В его системе дается интерпретация таких нравственных категорий, как дружба, совесть, воля, стыд, лень, упрямство, трусость и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Воображение
С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речево ...

Как появляется саморегулирование
Как мы видели, самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Так как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающ ...

Семья как социальный институт
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение че ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru