Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 3

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

Пропаганда нравственных принципов и идей была и остается вопросом особого внимания всех мыслителей мира. Великие ученые прошлого, выдающиеся просветители и демократы разных народов, у которых учился Абай, всегда провозглашали высокие нравственные идеалы. Продолжая идеи своих предшественников, учителей, великий казахский поэт присоединил к их идеям свой самобытный голос, свои находки.

Абай верил в силу воспитания и возлагал па него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием.

Все свое творчество поэт посвятил воспитанию в человеке самых лучших качеств. В своих «Назиданиях» поэт признавался, что люди как-то приземлили высокое понятие человечности.

Величие и прозорливость Абая заключаются в том, что он всегда ощущал историческую преемственность во всем — в учении, в воспитании, в передаче знаний и науки.

Поэта-педагога и мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требуют законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта беспокойная мысль переходит из стихотворения в стихотворение, пронизывает его «Слова назиданья». Гуманист по своему духовному складу, Абай бросил вызов вековому патриархальному укладу жизни. Он пошел не по стопам своих предшественников-акынов, воспевавших деяния волостных старшин и баев, а по своему, новому нуги самосознания и самопознания, по пути поисков новых ценностей, по пути гуманизма и просвещения.

Усвоение традиций русской и мировой классики в раскрытии «диалектики души» имело для Абая решающее значение. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, поэт обогатил своим пониманием долга и ответственности за все, что происходит вокруг пего. Эти высокие понятия породили внутреннюю непримиримость со злом и борьбу с невежеством, ленью, скаредностью, хвастовством - со всем тем, что противоречит гуманизму и человеколюбию.

В «Третьем слове» поэт страстно выступает за утверждение всемогущего разума, духовного величия человека. «Качества духовные», — писал Абай, — вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен и достаток уместен».

И если в проповеди разума и добра Абай опирался на многовековую мудрость народа, подхватывая идеи стихов, в раскрытии духовного мира человека он выступал первопроходцем.

Путь Абая, его судьба стали для новых поколений казахского народа, а также многих других народов Средней Азии высоким примером плодотворного и нелегкого самопознания человека. Гуманистические искания Абая, его педагогические взгляды, думы предвосхитили многие принципы общечеловеческой морали. О необходимости борьбы с феодально-патриархальными нравами, с проявлением национальной замкнутости говорил и Абай. Достаточно вспомнить, с каким уважением он относился к культуре других пародов, находящихся по уровню цивилизованности на более высоких ступенях.

В своих произведениях, особенно в философских изречениях, Абай подвергает анализу ряд категорий нравственности (честность, правдивость, справедливость, разумность, совесть, честь, дружбу и др.). Некоторые из этих нравственных понятий поэт толкует более подробно, на некоторых останавливается мимоходом в связи с другими морально-этическими понятиями.

Абай показал и доступно донес до своих соотечественников ту непреложную истину, что именно трудом красив человек. Самые высокие человеческие достоинства, самое высокое понятие нравственности он связывал с просвещением народа и свободой творческого труда. По мнению поэта, наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. Для иллюстрации этого положения можно привести множество стихотворений и прозаических «Слов назиданий» Абая, которые широко известны советскому читателю, однако мы ограничимся замечанием об идейно-тематическом сходстве этих жанров в творчестве Абая. Правда, критическое начало, как отмечает академик М. Каратаев, «в поэтических произведениях Абая гораздо острее, чем в прозаических «Гаклиях».

Во многих своих прозаических произведениях поэт как бы расшифровал тс глубокие философские, нравственно-этические мысли, которые скульптурно вылеплены сложными поэтическими образами в его стихах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса. Цель урока: развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя. Для достижения этой цели ст ...

Самоанализ по методике Кеттела
1. Название теста: Личностный тест Р.Кэттела (16ЛФ) 2. Ф.И.О.: Мартынчук Людмила Васильевна 3. Возраст: 33 года 4. Социальное положение: Временно не работающая, студентка заочного отделения, замужем, мама двоих детей. 5. Дата и время проведения тестирования: 12.03.2009 г., 12.00 6. Условия тестирования: Дома 7. Цель теста: экспрес ...

Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Общая модель Солсо Этапы обработки информации по Р.Л. Солсо. Изучение человеческого познания мы начинаем с обнаружения сенсорных сигналов потому, что это начальный этап обработки информации, и еще потому, что элементы этого этапа относительно конкретны и осязаемы и их поэтому легче понять. Мы видим, слышим, обоняем, чувствуем вкус, ощу ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru