Психологические особенности лекцииСтраница 1
1. Монологичность
2. Сложность и специфичность восприятия (вербальное и невербальное общение)
3. Способы чтения (соотношение цели и задач, соотношение всего)
4. Динамика работоспособности обучающихся(повторять значимые моменты)
5. Не следует делать длинных пауз, т. к. они ослабевают внимание
6. Нужно добиваться и поддерживать активное слушание (интерес, чувства, вопросы, сила голоса, тембр голоса)
7. Прослеживать историю концепций
8. Желательно, чтобы аудитория была однородной, подбирать удобное время.
4. Проблемная лекция
Одна из самых трудных, требует опыта и специальных знаний, подведение слушателя к самостоятельному выводу. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, приведение к доказательству. Методически ее можно провести по-разному:
· преподаватель сам выдвигает проблему и сам ее решает;
· преподаватель выдвигает проблему и решает ее с различных позиций;
· преподаватель выдвигает проблему и предлагает слушателям ее решить.
Возможно комбинированное изложение материла. Эвристическая беседа является той разновидностью проблемной лекции, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. Диалогизация проблемной ситуации в эвристической беседе – это своеобразный прием, рассчитанный на перестройку внутреннего плана действия, образа мышления и личностной позиции субъекта мышления. Можно сказать, что эвристическая беседа – это прием конструирования определенного образа мыслей путем преобразования точек зрения индивида в условиях совместного исследования проблемы. Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы, с одной стороны, и способами построения диалога, формами взаимодействия с аудиторией на всех этапах решения проблемы – с другой. Конечно, далеко не каждая лекция должна быть вовне развернутым диалогом, чаще всего проблемные лекции монологичны и преподаватель включает разные «голоса» имплицитно, не вынося их за рамки монологики. Но там, где, исходя из задач курса, преподаватель вводит принципиальные, значимые в последующем анализе содержания всего курса подходы к решению центральных проблем, эвристическая беседа не только уместна. В этом случае она необходима для создания особой интеллектуальной ситуации, особого прецедента – размышления студентов над основами собственного понимания предмета изучения, так или иначе уже достигнутого в результате предшествующей работы. Поэтому чаще всего собственно эвристической беседе предшествует проблемная лекция – монолог, в котором преподаватель вводит слушателей в проблему, намечает возможные подходы к ее анализу на материале сопоставления различных факторов и теорий и знакомит с некоторыми условиями и прецедентами ее решения, создавая тем самым почву для последующей проблематизации внешнего Обратная связь должна максимально способствовать актуализации разных позиций и точек зрения, разных подходов к пониманию и решению проблемы. Только на основе этого рода информации, добытой в диалоге с аудиторией, лектор сможет адресоваться к явным и неявным для самих студентов допущениям и позициям и в диалоге с носителями разных позиций достигнет сопоставления подходов, поможет осознать иные возможности решения,
План методического сценария лекции и анализ приемов ее организации. I. Экспозиция проблемы. Теоретический смысл анализа изучаемой проблемы в системе целей и задач курса лекций. II. Введение в проблему. Выявление и фиксация состава противоречий, возможных подходов к их разрешению. Сопоставление разных подходов к решению проблемы. III. Введение внешнего диалога как условие актуализации позиций слушателей в отношении к рассматриваемой проблеме. Оценка меры адекватности предложенных решений. IV. Перестройка функций внешнего диалога. Переход к решению рефлексивных задач: анализ оснований и предпосылок собственного понимания проблемы у слушателей. Введение ситуаций, провоцирующих интеллектуальный конфликт между исходными позициями слушателей и предлагаемыми лектором позициями в решении проблемы. V. Резюме продуктивности решения проблемы в контексте предлагаемого подхода, выявление нерешенных аспектов проблемы.
Клиент-центрированное мышление
Линию такого развития можно наглядно проследить на материале исторических тенденций развити маркетинга на протяжении последних десятилетий. От сбытовой - к клиент-центрированной ориентации в маркетинге.
Крупнейший современный специалист в этой сфере доктор Филипп Котлер обнаружил, что одной из важнейших тенденций здесь оказывается отче ...
Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ...
Особенности профессионального профиля мышления
В одних исследованиях профессиональное мышление определяется как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности, в других - как определенный тип ориентировки специалиста в предмете своей деятельности. Первый подход связан с концепцией С.Л. Рубинштейна о детерминации мышления "внешними условиями через вну ...