Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 4

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

Какой бы области воспитания ни касался Абай, он всегда и в первую очередь скрупулезно анализирует все его существенные компоненты, все его аспекты.

В своих сатирических стихах, высмеивающих царских чиновников, степных управителей, старшин, Абай подражал великому русскому сатирику Салтыкову-Щедрину. Так, например, в стихотворении «В приютской школе много вас .», обращаясь к казахским ребятам, которые хотели научиться читать и писать по-русски, но их учат писать «просьбы», поэт говорил с сожалением:

О Щедрине и о Толстом

Не слышали, куда там!

Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств:

Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь

Никто здесь нужными уж не желает счесть.

Не ищет знания, не хочет жить умом,

Злословие и ложь взбивая словно шерсть.

Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным.

Особенно часто Абай обращался к молодежи, говоря в своих стихах и прозе о высоких человеческих качествах, о человеколюбии. Все отрицательные качества в человеке он учил не просто изживать, но и стараться глубже заглянуть в себя, нет ли в тебе самом этих пороков. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему пароду, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям:

Дружить, кипеть — у сердца много дел!

А честь и совесть — разума удел.

Важны лишь честь и совесть . А тщеславие?

Оно — как дым: дохнешь и улетел!

Настоящая дружба в произведениях поэта получает самую высокую оценку. Он различает дружбу честную и дружбу ради тщеславия, порыв сердца и холодную рассудительность ума. Для Абая важно, чтобы человек чувствовал и берег, как зеницу ока, честь и совесть, тогда и дружба будет крепкой, выдержит любые испытания. Дружба, основанная на корысти, на тщеславии, не настоящая, не искренняя, она распадается, встретив первое ис­пытание, первую трудность. «Плохой друг, — пишет Абай, — подобен тени. Когда светит солнце, от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».

Поэт считает, что самый близкий друг должен быть один. Только ему можно раскрыть свои сокровенные мысли. С большинством друзей, по мнению Абая, достаточно быть на «Вы». Неспроста Абай говорит: «Доверяйся тому, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».

Друг тогда поистине хорош,

Если он с тобой в беде, в борьбе.

Настоящая дружба отличается большой действенной силой, делает жизнь содержательной, яркой, красочной. Такая дружба способствует развитию и формированию у человека положительных моральных качеств:

Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат.

Да будет дружба искренной и честной —

И все дурные чувства замолчат!

Абай с гневом и возмущением предостерегает молодежь от мнимых друзой. Некоторые друзья, говорит Абай, временны, они сегодня друзья, а завтра — «лицемеры, их близость, привязанность — продажные».

Когда вес хорошо и ладно,

Ты друзьями всегда окружен,—

Но оставят тебя мгновенно,

Если роком ты поражен .

По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности. Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным чело­веком, Абай предлагает практиковать самоотчет перед своей со­вестью. Если люди будут совестливы, знать меру, поступать уме­ренно, подвергнут себя самоконтролю, — пишет Абай, — то они избавятся от пороков и станут благонравными. Абай правильно понимал, что совесть — это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным». Однако стыд стыду рознь. Абай пишет, например, о стыде, который «похож на смущение мальчика». Люди, обладающие подобным стыдом, не в состоянии «освободить волю от невежества». Настоящий стыд, по Абаю, тот, который вызван поступками, противоречащими разуму. В этом случае человек глубоко переживает свой поступок, осуждает себя, теряет сон. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Условия формирование информационной культуры школьников
Составной частью федеральной программы "Информатизация России" является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов включает целый спектр сложных вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной ...

Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература ...

Концепция агрессивности и ее профилактика
Агрессия – это любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии 1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru