Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 4

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

Какой бы области воспитания ни касался Абай, он всегда и в первую очередь скрупулезно анализирует все его существенные компоненты, все его аспекты.

В своих сатирических стихах, высмеивающих царских чиновников, степных управителей, старшин, Абай подражал великому русскому сатирику Салтыкову-Щедрину. Так, например, в стихотворении «В приютской школе много вас .», обращаясь к казахским ребятам, которые хотели научиться читать и писать по-русски, но их учат писать «просьбы», поэт говорил с сожалением:

О Щедрине и о Толстом

Не слышали, куда там!

Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств:

Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь

Никто здесь нужными уж не желает счесть.

Не ищет знания, не хочет жить умом,

Злословие и ложь взбивая словно шерсть.

Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным.

Особенно часто Абай обращался к молодежи, говоря в своих стихах и прозе о высоких человеческих качествах, о человеколюбии. Все отрицательные качества в человеке он учил не просто изживать, но и стараться глубже заглянуть в себя, нет ли в тебе самом этих пороков. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему пароду, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям:

Дружить, кипеть — у сердца много дел!

А честь и совесть — разума удел.

Важны лишь честь и совесть . А тщеславие?

Оно — как дым: дохнешь и улетел!

Настоящая дружба в произведениях поэта получает самую высокую оценку. Он различает дружбу честную и дружбу ради тщеславия, порыв сердца и холодную рассудительность ума. Для Абая важно, чтобы человек чувствовал и берег, как зеницу ока, честь и совесть, тогда и дружба будет крепкой, выдержит любые испытания. Дружба, основанная на корысти, на тщеславии, не настоящая, не искренняя, она распадается, встретив первое ис­пытание, первую трудность. «Плохой друг, — пишет Абай, — подобен тени. Когда светит солнце, от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».

Поэт считает, что самый близкий друг должен быть один. Только ему можно раскрыть свои сокровенные мысли. С большинством друзей, по мнению Абая, достаточно быть на «Вы». Неспроста Абай говорит: «Доверяйся тому, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».

Друг тогда поистине хорош,

Если он с тобой в беде, в борьбе.

Настоящая дружба отличается большой действенной силой, делает жизнь содержательной, яркой, красочной. Такая дружба способствует развитию и формированию у человека положительных моральных качеств:

Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат.

Да будет дружба искренной и честной —

И все дурные чувства замолчат!

Абай с гневом и возмущением предостерегает молодежь от мнимых друзой. Некоторые друзья, говорит Абай, временны, они сегодня друзья, а завтра — «лицемеры, их близость, привязанность — продажные».

Когда вес хорошо и ладно,

Ты друзьями всегда окружен,—

Но оставят тебя мгновенно,

Если роком ты поражен .

По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности. Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным чело­веком, Абай предлагает практиковать самоотчет перед своей со­вестью. Если люди будут совестливы, знать меру, поступать уме­ренно, подвергнут себя самоконтролю, — пишет Абай, — то они избавятся от пороков и станут благонравными. Абай правильно понимал, что совесть — это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным». Однако стыд стыду рознь. Абай пишет, например, о стыде, который «похож на смущение мальчика». Люди, обладающие подобным стыдом, не в состоянии «освободить волю от невежества». Настоящий стыд, по Абаю, тот, который вызван поступками, противоречащими разуму. В этом случае человек глубоко переживает свой поступок, осуждает себя, теряет сон. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Воля и волевые процессы
Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланирован-ности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии ...

Синдром выгорания
Научный и практический интерес к синдрому выгорания часто обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (ан ...

Опросник Р. Кеттела
1 а, 20 в, 39 а, 58 а, 77 в, 96 а, 114 а, 133 б, 152 в, 171 а, 2 а, 21 в, 40 а, 59 а, 78 б, 97 б, 115 б, 134 в, 153 в, 172 а, 3 а, 22 в, 41 а, 60 в, 79 б, 98 в, 116 б, 135 в, 154 в, 173 а, 4 а, 23 а, 42 в, 61 в, 80 а, 99 в, 117 а, 136 а, 155 б, 174 а, 5 а, 24 а, 43 б, 62 б, 81 в, 100 а, 118 б, 137 в, 156 а, 175 а, 6 а, 25 а, 44 а, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru