Социально-психологический подход к совместимости в контексте проблемы
аттракцииСтраница 1
Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви.(12).
В рамках социально-психологического подхода психологами изучались факторы, способствующие возникновению аттракции и выступающие как условия привлекательности партнёра.
Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важны не только внешние физические данные, но и духовно-психологические, личностные качества. Идеал привлекательности внешности обусловлен как культурно-историческими, социальными условиями, так и субъективными критериями оценки. Внешняя привлекательность человека определяется не только оценкой его со стороны партнёра. Но и в значительной степени его самооценкой. Если самооценка высока и адекватна или даже несколько превосходит уровень адекватности, то это находит отражение в таких особенностях поведения личности, как уверенность, доброжелательность, направленность на установление отношений и коммуникацию, способствующих самораскрытию партнёров.
Социальные характеристики – принадлежность к определённому уровню, образование, статус. Профессия, социальная успешность и т.д. Успешность и удачливость способствуют усилению аттракции. Неудачников избегают.
Уровень развития коммуникативных способностей – способность к открытой коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохранения интимного личностного «пространства безопасности» партнёров (неприемлемость «душевного эксгибиционизма»), умение коммуницировать свои чувства, проявлять симпатию в отношении партнёра. Отсутствие коммуникативной компетентности резко негативно сказывается на аттракции.
Сходство установок, идей, взглядов, ценностей Для успешного функционирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональной деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство.
Предсказуемость, прогнозируемость поведения партнёра, особенно в стрессовых ситуациях, на основе знания его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Непредсказуемость не отпугивает, но осложняет понимание намерений партнёра и может привести к деструкции отношений. Предсказуемость не идентична рутинности и стереотипности поведения.
Ситуативные факторы. К ним можно отнести следующие:
· Регулярность контактов;
· Возможность реализации совместной деятельности;
· Оказание друг другу помощи.
Доказано, что уровень симпатии к партнёру у помогающего выше, чем у того, кому помощь оказывается. Иными словами, мы привязываемся к тому, кому мы больше помогаем. Напротив, известен феномен избегания человека, оказавшего нам значительную помощь. В супружеских отношениях не должно быть грубого дисбаланса в выполнении обязанностей и ролей. В интересах взаимной симпатии и привлекательности ни один из супругов не должен взваливать на себя все проблемы семьи и принимать на себя роль основного помощника. Каждый член семьи ради стабилизации в ней эмоциональных связей должен быть готов сам оказать помощь, и попросить о ней, и принять помощь.
Совместное переживание опасности, угрозы жизни. Этим фактором объясняется известный феномен повышения уровня сплоченности семьи при переживании кризисных, фрустрирующих ситуаций.
Фактор оценки со стороны партнёра. Проявляется в том, что аттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооценки и оценки со стороны партнёра.
Психолого-педагогические рекомендации. Опыт работы
школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование.
Программа формирования основ информационной ...
Предметность. Констатность
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объект ...
Стили педагогической деятельности. Подходы к
определению стилей педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Современная педагогическая практика, ориенти ...