Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 2

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

«Нужно овладеть русским языком, — пишет Абай, — у русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы . Знать русский язык — значит открыть глаза на мир». www.geogtime.ru

Интересно отметить, что Абай пропагандировал не беспринципное, безоговорочное, слепое овладение культурой, достоянием других народов. Изучая, например, русский язык, а с помощью его русскую культуру, принимая все лучшее и прогрессивное в этой культуре, говорит поэт, нужно подходить ко многому осторожно; осваивать критически, как мы теперь сказали бы. Не случайно он подчеркивает: «перенять все лучшие качества этого народа . и избежать его пороков». Не нужно доказывать, что Абай хорошо понимал существование двух Россий: самодержавной России и России великого русского народа, России прогрессивных сил и идей. Знание же языка и культуры русского парода сделает казахов равноправными с русскими, они почувствуют себя вольными и свободными.

По мнению Абая, при богатстве человек может остаться невеждой, несчастным существом. Поэтому либо все отдашь, чтобы стать настоящим, полноценным человеком, не пресмыкающимся перед тем, кто богаче тебя, либо останешься невеждой. Вот дилемма, которую ставит Абай перед своими соотечественниками, современниками. Он пишет: «Путь, который я предла­гаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это потребуется, для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек».

В «Десятом слове» Абай пишет: «И вот . добыто желанное богатство. Используйте же его для получения знаний. Не способны сами, так пусть это сделают ваши сыновья, ибо без науки нет жизни ни на том, ни на этом свете».

Мысли Абая о науке, знании, об умственном воспитании во многом перекликаются с требованиями наших дней, созвучны прогрессивным идеям современной педагогики и психологии.

Анализ идей Абая об умственном воспитании подрастающих поколений позволяет сделать следующие выводы:

1. Абай, страстный поборник прогресса, понимал, что без образованности народа, особенно молодежи, которой принадлежит будущее, он (прогресс) невозможен. Поэтому его призыв к овладению знаниями, приобщению к науке, передовой культуре следует понимать как заботу о социальном прогрессе общества. В этом он видит цель обучения.

2.Давая сравнительную характеристику религиозно-схоластического и светского образования, Абай без колебания занимает сторону последнего, как развивающего ум на основе реальных знаний о реальном мире.

3.Если французы и англичане сегодня, в 80-х годах XX столетия, споря о возможности телесных наказаний детей в школах своих стран, ставят этот вопрос даже на правительственном уровне, то Абай свыше 100 лет назад решительно отвергал этот способ воздействия на воспитуемых, как противоречащий принципам элементарной человечности, унижающий человеческое достоинство, наносящий непоправимый ущерб нравственному и духовному развитию личности.

4. В системе средств умственного воспитания видное место Абай отводит принципам обучения. В их отборе чувствуется влияние Ушинского. Однако в трактовке этих принципов Абай сохраняет самобытность и самостоятельность.

5. Особое место в умственном воспитании Абай отводит родному языку, в котором отражаются национальная самобытность, история, душа, характер парода. Однако при этом не исключается необходимость и важность изучения других языков, позволяющих приобщиться к культуре других пародов, расширить умственный кругозор молодого человека. В связи с этим Абай ставит вопрос патриотического и интернационального воспитания.

6. Главным метолом эффективного обучения Абай считал пробуждение и развитие у ученика интереса к науке, потребности постигать тайны природы и общества.

7.Великий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека. Само приобщение к науке, говорит он, должно быть бескорыстным, а признание и слава на поприще науки — результатом упорного труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейк ...

Teopeтичecкиe ocнoвы диагнocтики межличностных отношений в процессе командообразования. Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
Команды в последнее время стали рассматриваться как важнейший групповой феномен в организациях, они становятся более популярными в результате развития передовых информационных технологий, а также повышения внимания к системе комплексного управления качеством и процессом организационного научения [60]. Эти тенденции в организационном раз ...

Межличностные отношения в юношеском возрасте. Особенности взаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей.1 Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, кото ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru