Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 5

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

В произведениях Абая имеется немало высказываний о воле и характере, затронутых в морально- этическом плане. По мнению Абая, воля — необходимое свойство человека для достижения цели, овладения знаниями, для управления самим собой; воля относится к числу нравственных явлений человеческой личности и присуща только человеку. Волевой человек огражден от различных пороков, от стремления к легкой наживе, мимолетных, бесполезных увлечений.

Абай перечисляет ряд положительных и отрицательных волевых качеств человека и старается объяснить их природу. Так, стойкость и твердость поэт относит к лучшим волевым качествам человека, «без них, — говорит он, — трудно будет жить ему на свете».

Если мысль слепа или мысли нет,

При себе ты оставь свой бред!

Абай правильно замечает, что сдержанность умеряет излишний пыл человека:

Сдержанность — вот твой щит, верный признак ума,

Трудности побеждать учит нас жизнь сама .

Настоящий человек, несмотря ни на какие препятствия, добивается намеченной цели. Воля требует от человека большой духовной и физической выносливости, нравственной закалки

Настойчивый, он вечно не спокоен,

И он находит то, чего искал.

Человек должен овладеть волей, т. е. способностью претворять в жизнь свои помыслы.

Большое значение придавал Абай также мужеству и дерзанию. Только мужественный человек своей находчивостью и сдержанностью может отстоять свое мнение, он «не идет, как собака, за чужим караваном . Он покоряется тому, что справедливо для разума . И он не покоряется тому, что не выдерживает испытания разумом».

Лень, трусливость, упрямство, капризы Абай относит к отрицательным качествам человека. Хвастуны, лентяи и трусы бывают падкими к различного рода порокам. «Нет у хвастунов ни совести, ни досады, ни мысли серьезной, ни дум горьких, ни решимости, ни храбрости, ни человечности . Лень — враг деятельности и ремесла; бесцельность, отсутствие страсти к познанию, безынициативность, бесстыдство, бедность — все исходит от нее».

Абай придавал большое значение вопросам самовоспитания молодежи, ее моральному самосовершенствованию. Он подчеркивал, что правильная оценка самого себя, положительных и отрицательных сторон своей психологии в значительной мере определяет моральную ценность человека, Поэт-мыслитель требовал от молодых людей, чтобы они постоянно совершенствовали свои духовные качества, постепенно искореняя отрицательные черты своего поведения.

Человек с малых лет должен приложить максимум усилий, чтобы развить своп духовные способности, совершенствовать себя нравственно, эстетически, физически.

Как бы ни был одарен от природы человек, его таланты, дарования, способности могут погибнуть, если он сам не приложит личных усилий для их развития. В высказываниях Абая о самовоспитании воли, характера, эмоций вышеприведенные мысли составляют их основной стержень.

В деле воспитания необходимых моральных качеств он придает большое значение самодисциплине, саморегулированию:

.Как ни велик твой пыл — не отдавайся ему.

Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму .

Если человек увлечен своим делом, расширяется его кругозор, красивее становится ею духовный мир, яснее — цель, за осуществление которой он борется.

Одним из путей, приводящих человека к намеченной цели, Абай считает закалку воли. Только волевое напряжение помогает человеку остаться на избранном пути, и только упорна:* работа над собой ведет к укреплению воли, но развить у себя волевые качества невозможно без постоянного преодоления собственной слабости.

«Воспитай волю — это броня, сохраняющая разум. Не стремись к забавам и похвальбам», — вот лейтмотив абаевских высказываний о самовоспитании воли.

Абай с целью воспитания у молодежи положительных волевых качеств дает ряд советов. В частности, он говорит:

Чтоб человеком ты был,

Ты пятерых побори

И пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Безделье и мотовство —

Вот пять врагов твоих, знай,

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд

Доверься — не продадут.

Поэт-просветитель говорит, какую большую роль в процессе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для парода, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тест Д. Кейрси для определения социального типа личности. Определение темперамента по методике Кирси.
«Второе рождение» модель Майерс-Бриггс получила в 1984 году, когда профессор психологии Калифорнийского государственного университета Дэйвид Уэст Кейрси опубликовал свою книгу «Please Understand Me», где использовал типологию Изабель Майерс и основанный на этой модели собственный тест – Опросник Кейрси (The Keirsey Temperament Sorter). ...

Практическая часть. Тренинг толерантности.
Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила : 1. уважительное отношение к участникам игр; 2. уважение к говорящему; 3. обращение друг к другу по именам. Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями».[6] 10 мин. Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходит ...

Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются: · разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения; · неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются); · разлад между ожиданиями и поступками людей; · недоразумения, лог ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru