Эмансипация детей от родителей
Страница 1

Теперь об эмансипации детей от родителей. Явление это сложное и многоаспектное, поскольку осуществляется как бы в четырех измерениях, в сумме и составляющих сущность взаимоотношений между людьми. Эмансипация может касаться эмоциональной их ипостаси (когда эмоциональные связи детей и родителей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими - дружбой, любовью); быть когнитивной по сути (если между детьми и родителями с каждым днем возрастает стена непонимания); происходить в поведенческом аспекте взаимоотношений (когда родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своего сына или дочери) и, наконец, просто быть нормативной (если те нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям).

Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми. Но во-вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками отвечающими этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально-психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и на наших взаимоотношениях с ними.

Разберемся в наиболее важных для подготовки к семейной жизни проблемах, неизбежно возникающих в системе отношений "родители и дети".

Особенности позиции родителей по отношению к детям. К сожалению, с достижением детьми подросткового возраста позиция родителей может свестись к одной из двух крайностей, описанных педагогом В.А. Караковским.

1.В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана "от бога" (на худой конец - от природы), и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу "Делай, как я". Позиция эта чревата серьезными последствиями, ибо, встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители в конце концов могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни, так не соответствующий привычкам, вкусам и убеждениям взрослых, безнравствен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до жесткой регламентации - вплоть до писем в периодические издания и выше с требованиями запретить современную музыку и танцы, а заодно и жестко определить стиль одежды, обуви, фасон прически и нормы поведения, "пристойные" для юношеского возраста.

2. Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся "не отстать от молодежи"; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку новогопоколения.

Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений : озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности. Кроме того, это самое нарушение взаимоотношений неизбежно выльется в серьезнейшие дефекты воспитания семьянина, поскольку даже в случае благоприятных "горизонтальных" взаимоотношений усвоение из них - это принуждающая власть, вытекающая из возможности наказания. Второй - власть вознаграждающая, следующая из возможности получения чего-то нужного и приятного. Третий тип получил название легитимной, или, иначе, узаконенной, власти - изначально естественно дарованной родителям и другим взрослым, но тающей в юношестве, как снежный ком под лучами весеннего солнца.

Страницы: 1 2 3 4


Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теори ...

Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
Решение текстовых задач открывает большие возможности для включения учащихся в активную познавательную деятельность - поиск. Одним из приемов формирования творческой активности, развития мышления учащихся служит поиск логических основ условий текстовых составных задач. Логическая основа условия (ЛОУ) - это понятия и отношения между ним ...

Социально-психологические аспекты управления
Психология управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления как своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru