Результаты исследования и выводыСтраница 1
Рассмотрим последовательно полученные данные. О положении в системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальные социометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являясь частью целого, своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Личность может влиять на других двояко – положительно и отрицательно. Поэтому статус может быть положительным и отрицательным. В нашем исследовании показатели статусов следующие:
| Попов |
+0,78 |
|
Лунева |
+0,57 |
|
Пастухова, Стручалин |
По +0,07 |
|
Иванова, Альмухамедов |
По 0 |
|
Красноперова, Кондратьева |
По –0,07 |
|
Шефатова, Мельникова, Данилов, Петров |
По –0,15 |
|
Голтвина, Тепикин |
По – 0,21 |
|
Кобцева |
-0,28 |
Очевидно, что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также Лунева А., а наименьшим – Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболее благополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большое число отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что дети слабо включены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезно относятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременно процесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров – Попова и Луневой.
Анализ выборов, отраженных в социоматрице и социометрической «мишени» позитивных выборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционирует группа мальчиков и группа девочек. Основу «мужской» подгруппы составляет Попов, Альмухамедов, Стручалин. А основу «женской» – Лунева, Красноперова и Иванова. Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочки выбирают мальчиков и наоборот.
Рисунок 2.1. Социометрическая «мишень» позитивных выборов

![]()
девочки мальчики
![]() |
На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге – дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге – дети с нулевым статусом, во внешнем круге – дети с отрицательным статусом.
Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому «стекаются» все позитивные выборы. Это Попов И.
Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28) свидетельствует о:
- недостаточной зрелости группы;
Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных
заведениях
Обучение психологии в средних учебных заведениях. Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распростр ...
Функции анималотерапии
С.Д. Деребо и В.А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:
1) Психофизиологическая функция.
Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом. Например, американским врачом А.Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когд ...
Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно - конвойной
службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно - конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой.
Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотру ...

