Деловые дискуссии
Страница 1

1. Психологические особенности ведения дискуссии.

2. Психологические особенности публичного выступления.

3.Практические упражнения: «Фазовая структура процесса дискуссии», «Предметные позиции», «Ролевая структура», «Правила ведения дискуссии», «Публичное выступление».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ по теме:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ДИСКУССИИ И ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Дискуссия

— процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы деловой дискуссии:

1. Вступление в контакт;

2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;

4. Выдвижение альтернативных вариантов;

5.Конфронтация участников;

6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;

7. Установление/ согласия через выбор наиболее приемлемого или решения. Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы. Возможны различные способы вступления в контакт: «пристройка сверху» —снизу» — «на равных» (через позу, взгляд, темп речи, инициативу), например, выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом или отсутствие контакта глаз, медленная речь с паузами олицетворяет «доминирование сверху», и напротив, поза, постоянные движения глаз вверх-вниз, быстрый темп речи свойственны при позиции «подчинения снизу». Раскованность, мышечная освобожденность, синхронизация темпа речи, равенство ее громкости демонстрирует общение «на равных».

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать . предметные позиции партнеров (т. е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего.

Он должен:

1

сформулировать цель и тему

дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).

Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; 2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; 3) выбор оптимальной альтернативы.

2

установить время дискуссии

(20—30

—40 минут или более);

3

заинтересовать участников дискуссии

(изложить проблему в виде некоторого противоречия);

4

добиться однозначного понимания проблемы

всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;

5

организовать обмен мнениями

(желающим или по кругу);

6

активизировать пассивных

(обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);

7

собрать максимум предложений

по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей
Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в С. Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий: 1) созревание необходимых органических структур и их ф-циональная дифференциация. 2) в развитии С можно выделить несколько этапов (повышенная чувствит-ть к тем или иным воздействиям, к освоению того или ...

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти в ...

Воображение
С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речево ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru