Понятие, особенности и классификации обыска

Психология » Психологические особенности обыска » Понятие, особенности и классификации обыска

В уголовно-процессуальном законодательстве не закреплено понятия обыска. Обыску посвящена статья 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но в ней раскрываются только основания и порядок производства этого следственного действия.

В литературе встречается много определений обыска.

Обыск – неотложное следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления[1].

Встречается и более развернутое понятие: обыск – следственное действие, целью которого является принудительное отыскание орудий преступлений, предметов, являющихся объектами преступного посягательства, или запрещенных к обороту, ценностей, на которые может быть наложен арест в целях обеспечения возможного гражданского иска, а также документов и иных носителей информации относительно обстоятельств, имеющих значение для дела[2].

С точки зрения психологического объяснения обыск характеризуется следующими психологическими особенностями:

1. Данное следственное действие происходит в ситуации противодействия со стороны лиц, у которых оно производится.

2. В ходе обыска осуществляется активная поисковая деятельность, направленная на обнаружение предметов и фиксации места их расположения.

3. Обыск требует от лиц, его производящих, особых нравственных требований по отношению к своему поведению.

Нет в этическом плане более сложного следственного действия, чем обыск.

Помимо действующих классификаций обыска по уголовно-процессуальным и криминалистическим основаниям необходимо выделить наиболее значимые с точки зрения юридической психологии виды обыска.

По осуществлению противодействия. В ходе производства обыска обыскиваемый зачастую препятствует его проведению. В зависимости от индивидуальных качеств, предъявленного обвинения и других факторов это противодействие может быть активным и пассивным. К активному противодействию можно отнести провокационные действия, направленные на дискредитацию обыскивающих лиц, выведение их из состояния психического равновесия. К пассивному противодействию относят якобы способствование проведению обыска, а на самом деле введение обыскивающих в заблуждение относительно размещения и назначения предметов обстановки. Также может быть проявлена мнимая заинтересованность в успешном проведении обыска, с целью отвлечения внимания от нахождения предметов обыска. Обыскиваемый может сознательно сформировать у обыскивающего ошибочное представление о бесперспективности следственного действия демонстрацией большого объема помещений или количества различных вещей.

С точки зрения предвидения возможности проведения обыска[3]

также выделяются две ситуации: когда производство обыска является полной неожиданностью для обыскиваемого и когда есть основания предполагать, что обыскиваемый предполагал производство обыска и заблаговременно готовился к его проведению. Первая типичная ситуация не представляет сложности для обыскивающего лица. Фактор внезапности не позволяет осуществить тщательное запрятывание предметов обыска. Следователю необходимо лишь скрупулезно исследовать объект самого обыска и не допустить уничтожения и перепрятыва-ния вещей. Вторая типичная ситуация предполагает более сложный этап подготовки к данному следственному действию, с получением информации о личности обыскиваемого лица и о помещении, в котором будет производиться обыск.

Успех обыска наряду со многими факторами определяется рядом психологических особенностей, знание которых, несомненно, полезно следователю. В настоящее время в современной литературе выделяют следующие разделы психологии производства обыска: психология обыскиваемого, психологию обыскивающего и рекомендации по производству обыска. Последовательно разберем каждый из них.


Приложения
Приложение №1 Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Экспериментальный материал – 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом). Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, к ...

Экспериментальная часть
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф. Бреслав и другие. На сегодня проблема эмоций умственно отсталых детей является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. П ...

Динамика и особенности развития мотивационной сферы
Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. При этом, как подчеркивает Е.П. Ильин, новообразованием является не мотивация, а ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru