Понятие, особенности и классификации обыска

Психология » Психологические особенности обыска » Понятие, особенности и классификации обыска

В уголовно-процессуальном законодательстве не закреплено понятия обыска. Обыску посвящена статья 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но в ней раскрываются только основания и порядок производства этого следственного действия.

В литературе встречается много определений обыска.

Обыск – неотложное следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления[1].

Встречается и более развернутое понятие: обыск – следственное действие, целью которого является принудительное отыскание орудий преступлений, предметов, являющихся объектами преступного посягательства, или запрещенных к обороту, ценностей, на которые может быть наложен арест в целях обеспечения возможного гражданского иска, а также документов и иных носителей информации относительно обстоятельств, имеющих значение для дела[2].

С точки зрения психологического объяснения обыск характеризуется следующими психологическими особенностями:

1. Данное следственное действие происходит в ситуации противодействия со стороны лиц, у которых оно производится.

2. В ходе обыска осуществляется активная поисковая деятельность, направленная на обнаружение предметов и фиксации места их расположения.

3. Обыск требует от лиц, его производящих, особых нравственных требований по отношению к своему поведению.

Нет в этическом плане более сложного следственного действия, чем обыск.

Помимо действующих классификаций обыска по уголовно-процессуальным и криминалистическим основаниям необходимо выделить наиболее значимые с точки зрения юридической психологии виды обыска.

По осуществлению противодействия. В ходе производства обыска обыскиваемый зачастую препятствует его проведению. В зависимости от индивидуальных качеств, предъявленного обвинения и других факторов это противодействие может быть активным и пассивным. К активному противодействию можно отнести провокационные действия, направленные на дискредитацию обыскивающих лиц, выведение их из состояния психического равновесия. К пассивному противодействию относят якобы способствование проведению обыска, а на самом деле введение обыскивающих в заблуждение относительно размещения и назначения предметов обстановки. Также может быть проявлена мнимая заинтересованность в успешном проведении обыска, с целью отвлечения внимания от нахождения предметов обыска. Обыскиваемый может сознательно сформировать у обыскивающего ошибочное представление о бесперспективности следственного действия демонстрацией большого объема помещений или количества различных вещей.

С точки зрения предвидения возможности проведения обыска[3]

также выделяются две ситуации: когда производство обыска является полной неожиданностью для обыскиваемого и когда есть основания предполагать, что обыскиваемый предполагал производство обыска и заблаговременно готовился к его проведению. Первая типичная ситуация не представляет сложности для обыскивающего лица. Фактор внезапности не позволяет осуществить тщательное запрятывание предметов обыска. Следователю необходимо лишь скрупулезно исследовать объект самого обыска и не допустить уничтожения и перепрятыва-ния вещей. Вторая типичная ситуация предполагает более сложный этап подготовки к данному следственному действию, с получением информации о личности обыскиваемого лица и о помещении, в котором будет производиться обыск.

Успех обыска наряду со многими факторами определяется рядом психологических особенностей, знание которых, несомненно, полезно следователю. В настоящее время в современной литературе выделяют следующие разделы психологии производства обыска: психология обыскиваемого, психологию обыскивающего и рекомендации по производству обыска. Последовательно разберем каждый из них.


Реагирование на конфликтное поведение
Каким бы совершенным человеком вы ни были, люди вокруг вас останутся обычными людьми — нередко готовыми вас задеть, унизить, ударить, оскорбить и прочее — походя или специально. Как относиться к таким ситуациям, как отвечать, на что обращать внимание? Главное — принципиальное внутреннее отношение. Конечно, важно, как вы сможете ответи ...

Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Приложения
Приложение 1 Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет». 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru