Эмансипация детей от родителей
Страница 2

Необходимо отделять авторитарные, деспотические по сути типы власти от демократических, куда более человечных. Итак, четвертый тип власти - это власть экспертная, основанная на несомненных, заверенных в высоких инстанциях знаниях в какой- то области (если хотите - власть диплома). Тип пятый - информационная власть, базирующаяся на наличии у ее носителя какой-либо нужной и важной информации (просим не путать: власть, основанная на фразах типа "Не сделаешь-всем расскажу о том, что .", является не информационной, а принуждающей; подлинно информационную власть легко можно увидеть в сложной ситуации, когда кто-то один лучше других знает, как из нее выйти). И наконец, шестой тип- власть референтная, целиком и полностью связанная с тем, что человека выбрали в качестве эталона и оттого всецело согласны поступать в соответствии с его указаниями, целесообразность которых сомнений, естественно, не вызывает.

Важно чтобы родители могли и умели пересмотреть их взгляды на вопросы власти и авторитета во взаимоотношениях с взрослеющими детьми, а именно - снижение роли власти и повышение роли авторитета.

В целом, любой авторитет является общепринятым не заслуженным доверием, которым пользуется кто-то у других людей. Именно доверие и составляет основу подлинного авторитета. В настоящее время принято различать три вида авторитета.

1.Так называемый формальный авторитет порождается социальной ролью человека, когда каждый из нас, выполняя определенную социальную функцию, обязательно вступает при этом во взаимодействие с другими. Подобной формой авторитета взрослые еще недавно были наделены с избытком, ибо он является естественным содержанием таких социально-ролевых взаимоотношений, как Взрослый-Дитя, Родитель-Ребенок, Учитель- Ученик, Тренер - Член секции. Но с наступлением подросткового периода подобная авторитетность начинает уменьшаться прямо пропорционально накоплению младшими опыта и знаний, их стремительному продвижению по лестнице социализации. И в связи с этим не стоит запаздывать с углублением и упрочением второго вида авторитета, более глубокого и действенного.

2. А именно-функционального, опирающегося на эрудицию, компетенцию, опыт, знания и успешность в деятельности. Прежде всего этот авторитет нужен родителям и учителям, поскольку первые, по мнению некоторых юношей и девушек, "сильно отстают от жизни", а вторые "дальше своего предмета ничего не видят".

3. Лучше же всего для взрослых (да и для подростков тоже), было бы овладеть третьим, высшим видом авторитета - личным.

Есть ли такая возможность у взрослых? Безусловно, да. Подростки крайне нуждаются в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться, и если они найдут его в своем ближайшем окружении - одном из родителей, учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будут продолжать поиски "на стороне". Однако возможно это при наличии двух необходимых условий. Первое - это способность родителя быть референтом, личностная возможность завоевать уважение и доверие со стороны скептически настроенного подрастающего поколения. Ну, а второе - это правильно выбранный стиль взаимоотношений с подростками.

Мы не случайно уделили столько внимания власти и авторитету взрослых. По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений. Как вы уже знаете, все их многообразие психологи делят на три основных демократический, авторитарный и попустительский. При первом из них - демократическом - взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения. При втором - авторитарном- общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его "под настроение", а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой "дистанции". При последнем же стиле - попустительском - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип "делай, что хочешь".

Страницы: 1 2 3 4


Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды
Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217]. В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к с ...

Когнитивные изменения в отрочестве и юношестве
На протяжении отрочества и юношества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, кото ...

Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике
Данные психодиагностического обследования разных лет показали, что уровень тревожности, депрессии и общей психопатологической симптоматики в группе военнослужащих с ПТСР по всем шкалам оказался выше, чем в группе без диагноза. Обследование афганских ветеранов подтвердило существование зависимости между тяжестью боевого опыта (количество ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru