Характеристика курса психологии как учебной дисциплины
Страница 1

Основы психологии » Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Психологию как отдельную учебную дисциплину впервые стали преподавать в конце XIX века в США. Исторически этот момент совпал с разделением психологии на ряд областей под влиянием теории эволюции Дарвина. Выделились: сравнительная психология, зоопсихология, клиническая психология и детская психология. Две отрасли были прикладными - клиническая и детская. Педагоги первыми среди психологов осознали то важное значение, которое имеет для практики психология. Поэтому, детская психология стала преподаваться первой в педвузах.

Начиная с XX века психология становится обязательной учебной дисциплиной в вузах педагогического профиля.

Как учебная дисциплина психология в настоящее время стала одной из наиболее важных и популярных при подготовке специалистов разного профиля.

Психологию преподают тем специалистам, которые по роду деятельности сталкиваются с человеческим фактором.

В центре гуманитарного познания находится личность и S-S отношения. А в центре естественно-научного познания находится вещь и S-O отношения. Познание вещи и познание личности различны. Вещь можно познать точно. Личность нельзя познать до конца. Описание личности требует не точности, а глубины проникновения. А это достигается в диалоге.

В процессе обучения психологии происходит усвоение психологических знаний и одновременно поворот этих знаний на самого себя. В этом особенность психологии как учебной дисциплины. Цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Особенность психологического сознания в единстве знания и деятельности. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуации поведения и действия не дают профессиональных психологических знаний. Поэтому обучение психологии связано с познанием и личностным преобразованием.

Психологическое знание можно представить в виде обобщенной структуры в которую входит:

· система понятий;

· функции психологических явлений;

· механизмы психологических явлений;

· виды психологических явлений;

· закономерности психологических явлений;

· индивидуальные, возрастные, половые особенности;

· закономерности развития и формирования;

· нарушения;

· психологические теории;

· методы изучения.

Понимание структуры психологического знания помогает уяснить ценность, целостность психологической реальности с многообразными типами отношений.

Предметом курса явл методы, формы и средства обучения пс-гии их специфика и особенность. Цель курса повышение качества обучения пс-гии Задачи МП -- рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности студента, раскрыть псих механизмы усвоения ЗУН, выполнять ту профессиональную деятельность, к которой он готовится. Цели преподавания психологии:--развитие мировоззрения людей(понимание собственной жизни и своей самоценности ),--принятие общественных ценностей, --понимание др людей и окр мира и умение выстраивать с ними гуманные отношения, -- повышение уровня психологич культуры. Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности Где ведется преподавание пс-гии : в ВУЗах, шк, колледжи, в люб организации (тренинги лекции, раб с родит и воспит, семинары), в женск консульт, детск комнаты милиц, в молодежных коллективах.Методы: методы активного обучения -приемы и методы активизирующие мыслит-ю деятельность уч-гося : это 1. Программированного обучения (основа-теория Скинера –стимул,реакция, подкрепление):учебная инф-ция разбитая на фрагменты вводилась в сознание с немедленным подкреплением (вопросы).—«машинные методы»Забывание практически исключено. Контроль прост и информативен Недостаток-мышление не развивается , принцип угадывания. 2. Метод проблемного обучения не дает готового знания , а ставит уч-гося в ситуацию задачи(условия даны а ответ -нет) , решение которой требует работы мышления, без предъявления готового ответа. Используются противоречия реальной жизни, высказывания разных авторов. 3. Методы интерактивного обучения основаны на взаимодействии уч-ся и уч-ля , которые обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируя и активизирую др друга. У уч-ля важно присутствие личностного отношения к проблеме, однако он должен иметь аргументированную научную т з.,ее он высказывает в порядке извлечения выводов.Преподаватель на равных. Создается обстановка продуктивной творческой деятельности. К интерактив методам относят :Эвристическая беседа—на основе сократических вопросов, Метод дискуссии—свободное обсуждение теор вопросов, Метод мозговой атаки—интенсивные высказывания на сложную проблему приходящих в голову идей,догадок, предположений.Ни чего не критикуется В пс-гии применяется редко , чаще в соц-гии, управлении Метод круглого стола обсуждение проблемы с противоположными мнениями с целью найти точки соприкасновения.Метод деловой игры здесь сильна зависимость уч-ков др от др.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие «Информационная культура личности»
Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информаци ...

Специфика профессиональной деятельности сотрудников охранно-конвойной службы
Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является содержание, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Этим занимается охранно-конвойная служба (ОКС). Охрана подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении их надежной изоляции, постоянного надзора за ними с целью исключить ...

Приложения
Приложение 1 Математический расчет по определению влияния фактора возраста на значимость жизненных сфер для человека Тс=56; 76; 72; 60 ∑(Т2с)=562+762+722+602=17696 с=4; n=20; N=80 (∑хi)2=2642=69696 (∑хi)2/N=2642/80=871,2 1) Подсчитываем SSфакт SSфакт=1/n*∑Т2с-1/N*(∑хi)2=13,6 2) Подсчитываем SSобщ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru