Шкалы MBTI (типологические индикаторы)Страница 5
2.3 Психологические типы
Таблица 5. Психологические типы
Сенсорные |
Интуитивные | ||||||
Мысли-тельные |
Чувству-ющие |
Чувству-ющие |
Мысли-тельные | ||||
Интро- |
Решаю-щие |
ISTJ |
ISFJ |
INFJ |
INTJ |
Решаю-щие |
Интро- |
верты |
Воспри-нимаю-щие |
ISTP |
ISFP |
INFP |
INTP |
Воспри-нимаю-щие |
верты |
Экстра- |
Воспри-нимаю-щие |
ESTP |
ESFP |
ENFP |
ENTP |
Воспри-нимаю-щие |
Экстра- |
верты |
Решаю-щие |
ESTJ |
ESFJ |
ENFJ |
ENTJ |
Решаю-щие |
верты |
Психологический тип описывается формулой из четырех букв, обозначающих преобладающий полюс по каждой шкале: экстраверсия или интроверсия (первая буква), сенсорика или интуиция (вторая буква), мышление или чувство (третья буква), решение или восприятие (четвертая буква). Это предрасположения, определяющие поведение человека в разных жизненных ситуациях. Выявление их и является основной задачей человека, обратившегося к типоведению.
Кроме того, каждый тип характеризуется доминантным и вспомогательным процессами. Человек использует свой доминантный процесс в той области, в которой лежат его основные интересы: экстраверты – при взаимодействии с внешним миром, интроверты – уходя в мир внутренний. А для сбалансированности развивается вспомогательный процесс. Таким образом, у экстраверта доминантный процесс обращен на внешний мир, а вспомогательный используется применительно к внутреннему миру; у интровертов доминантный процесс обращен вовнутрь, а вспомогательный процесс используется для жизни вовне. Вспомогательный процесс также обеспечивает баланс между процессами восприятия и оценки информации. Если доминантный процесс – перцептивный (S или N), то вспомогательный – оценочный (T или F), и наоборот.
Определение доминантного и вспомогательного процессов
У экстравертов
Последняя буква (J или P) указывает на тот процесс, который преимущественно используется во взаимодействии с внешним миром (это и есть доминантный процесс). Если последняя буква J, то доминантным является процесс оценки, т.е. T или F. Если последняя буква – Р, то доминантный процесс – перцептивный (S или N).
У интровертов
Буквы J и P указывают на вспомогательный процесс. Если последняя буква J, то доминантный процесс будет перцептивным (S или N); если последняя буква Р, то доминантный процесс – оценочный (T или F).
Краткое описание типов
Типы описываются как комбинация предрасположений.
ESFP
Экстравертированный Сенсорный Чувствующий Воспринимающий
Девиз: "Живем ведь только раз!"
Доминирующая функция – экстравертная сенсорность, связанная с фактами и восприятием деталей.
Исследование компетентности в общении выпускников городских и сельских школ. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в мае 2010 года в средних общеобразовательных школах г.Чита №3 и 32 и средней общеобразовательной школе с.Домна. В исследовании принимало участие подростки 16-17 лет; выпускники 11 классов. Было опрошено 76 учащихся (38 выпускников городских школ и 38 выпускников сельских школ). Было проведено тестирование, напр ...
Мотивы их виды и функции
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности – это предмет потребности. Мотивация – это побуждение вызывающее активность. В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения 1. Побудительная и н ...
Теоретические аспекты: возрастные мотивационные
особенности. Понятие и сущность мотивации
Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.
Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных проблем высшей ...