Шкалы MBTI (типологические индикаторы)Страница 2
Шкала T-F: принятие решений
T - Мыслительный тип, F - Чувствующий тип
Концепция Юнга предполагает наличие двух путей к принятию какого бы то ни было решения, к вынесению суждения относительно полученной информации: на основе логики, объективного и беспристрастного мышления – T (thinking), и на основе субъективной системы ценностей, личных пристрастий и чувств – F (feeling).
Т (ориентация на мышление)
Мышление предсказывает логические последствия того или иного развития событий. Оценка строится на объективном анализе ситуации, причин и следствий, фактов, в том числе неприятных; для суждения о том, что правильно, а что – нет, подыскиваются объективные критерии. Принимая решение, человек старается быть логичным, непредубежденным, анализирует ситуацию и руководствуется объективными ценностями. Он стремится, чтобы решение не зависело от него лично, предпочитает определенную последовательность действий. Люди этого типа радеют о справедливости и ясности, про них часто говорят, что они верны своим убеждениям.
F (ориентация на чувства, эмоции)
При работе с информацией исходят из ее (личностного) значения и смысла для себя и других. Принимая решение, ориентируются на ценности людей, а не на абстрактную логичность, учитывают, как это решение подействует на людей. Любят иметь дело с людьми, принимают на себя их проблемы. Главное значение для них имеют субъективные ценности. Таких людей лучше характеризуют такие слова, как гармония, сострадание. При принятии решений ставят себя на место другого.
Таблица 2. Характеристики типов
|
Мыслительный |
Чувствующий |
|
Ключевые слова: |
Ключевые слова: |
|
объективный |
субъективный |
|
верный своим убеждениям |
милосердный |
|
законы |
обстоятельства |
|
настойчивость |
убеждение |
|
точный |
человечный |
|
ясность |
гармония |
|
критика |
понимание |
|
политика |
общие ценности |
|
беспристрастный |
сочувствующий |
|
Поведенческие проявления: |
Поведенческие проявления: |
|
Хорошо восстанавливает логическую цепочку событий |
Любит гармонию в отношениях, прилагает усилия для ее достижения |
|
Имеет талант к анализу проблемы или ситуации. Реагирует скорее на идеи других людей, чем на их чувства |
Хорошо предсказывает то, как изменения ситуации повлияют на поведение людей |
|
Нуждается в справедливом отношении |
Нуждается в том, чтобы время от времени его хвалили |
|
Может быть жестким и упорным. Может обидеть человека, не осознавая этого |
Обычно с симпатией относится к людям |
|
Способен наказывать или увольнять людей, если это необходимо |
Испытывает проблемы, если надо говорить людям неприятные вещи |
|
Склонен скорее иметь дело с неживыми объектами |
Любит делать приятное |
|
Не включает себя в картину ситуации, стремится анализировать "со стороны" |
За работой или идеей в первую очередь видит и интересуется человеком |
|
Критичен, любит искать и хорошо находит ошибки, несоответствия в чем-либо |
Принимая решение, в первую очередь задается вопросом, насколько мне это важно, "что это для меня значит" |
|
Недооценивает влияние "человеческого фактора", сначала обсуждает "технологию" и лишь потом вспоминает (если вообще это делает) о мотивах, ценностях, отношении включенных в ситуацию людей |
Легко общается с людьми на личностном уровне; отстраненность и невовлеченность дается с трудом. В общении проявляет симпатию, понимание, такт |
Теоретические подходы к проблеме связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности
у сотрудников охранно-конвойной службы. Феномен самоотношения:
понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «об ...
Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.
а) Определение способностей
Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных ...
История изучения эмоций
Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, ...
