Психокоррекционный этап исследования
Страница 4

Не открывая глаз, исследуйте руками то, что вас окружает . стул . ковер . все, что находится рядом . Можете исследовать и все помещение, если хотите . Попробуйте на ощупь те самые предметы, в которые вы всматривались в начале упражнения . Насколько уверенно вы чувствуете себя, двигаясь с закрытыми глазами? Движетесь еле-еле, осторожными шажками или чувствуете себя достаточно свободно, чтобы просто идти? Отметьте, как при этом вам помогают ориенти­роваться в пространстве ваши руки и ваш слух . Как вам удобнее идти, быстро или медленно? Продолжайте ваш путь, по собственному выбору обращая внимание на разные вещи . Если рядом с вами никого нет, чувствуете ли вы от этого не­уверенность . Если есть другие люди, что вы испытываете, когда встречаетесь с ними с закры­тыми глазами или хотя бы только предвосхищае­те возможность такой встречи? Помните, все в ва­ших силах, вы можете выбирать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно решать, де­лать или нет те из них, которые вам не нравятся .

Заканчивая свои перемещения, попробуйте, не открывая глаз, вернуться на прежнее место . Ка­кие ориентиры помогли вам отыскать его? Вспом­ните то положение, в котором вы находились до начала путешествия.

А теперь . откройте глаза . что вы видите?

Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, чему вы нау­чились. Слушая о впечатлениях других людей, по­старайтесь сравнить их со своими. Может быть, это по­может вам лучше осознать собственные ощущения, от­метить то, что вы не заметили (или попросту сочли не­достойным внимания, ибо многие из нас упускают впе­чатления, которые лежат на поверхности, из-за того, что буквально натренированы быть слишком глубоко­мысленными)».

Упражнение «Сознавание тела»[82]

Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помечен­ных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длитель­ность упражнения — тридцать минут.

Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слу­шать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер . Они поддержи­вают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте се­бе расслабиться . Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто от­метьте, как вы дышите. Именно сейчас . Следите, как воздух входит и . выходит . Отметьте, как ва­ше тело движется в ритм дыханию . Я буду назы­вать различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего те­ла вместе с воздухом .

Итак, ваш лоб . Запроки­нута ли голова или опущена на грудь? Ваши ве­ки . Неподвижны или подрагивают? Ваши гла­за . в покое или в движении? Видятся ли вам ка­кие-нибудь пятна, образы? Ваши щеки . рассла­блены или напряжены? Ваши уши . Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холод­нее? Ваш нос . Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях? Ваши губы . сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык . В каком он сейчас поло­жении, чего касается? Ваши зубы . Проверьте каждый . Не чувствуете ли вы неудобства от за­стрявших в них кусочков пищи? Ваша шея . Нет ли в ней напряжения от неудобного положения го­ловы? Или голове вполне удобно?

Ваш позво­ночник . Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика . Какова линия вашего позвоночника? Почувствуйте мышцы спины . Они напряжены или расслабле­ны? Теперь перенесите внимание на плечи . Они приподняты или опущены? Сведены или рас­правлены? Почувствуйте свои плечевые суста­вы . Постарайтесь представить себе, как вы вра­щаете руками в плечевых суставах .

Теперь прой­дитесь мысленным взором вдоль своих рук . Плечи . локти . Они выставлены или прижа­ты? Предплечья . запястья . кисти рук . паль­цы . Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напря­жение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений . Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, — например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию . Мысленно про­делайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к лег­ким . Вы чувствуете, как они наполняются возду­хом, а затем выпускают его .

Сделайте глотатель­ное движение и попробуйте ощутить свой пище­вод . желудок . Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как пое­ли? По каким ощущениям вы это сейчас узнали? Теперь опуститесь ниже . Вот ваш тонкий кишеч­ник . Происходят ли сейчас в нем какие-то про­цессы? Толстый кишечник . Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем перехо­дит налево и снова опускается вниз . Чувствуете ли вы, что там что-то происходит? Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам за­хочется освободить ее? Теперь анус . Сжат ли он или расслаблен?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Изучение личности в возрастном плане
Изучение личности в возрастном плане определяется входящими в нее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующ ...

Вывод
Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения. В психологии и педагогике традиционно выделяют следующие признаки групп: · способность членов группы включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивид ...

Основные понятия и виды анималотерапии. Их применение
Сперва определимся, что существует ненаправленная анималотерапия (взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения) и направленная анималотерапия (целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам). ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru