Психокоррекционный этап исследования
Страница 8

Упражнение «Круг субличностей» [100]

1. «Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Сле­дует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!». Например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить и быть любимым, достигнуть успеха в работе, получить хорошее образование, и т.д.

2. Перечитайте. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чув­ствовали, когда читали список. Есть ли у вас суб­личность, которая говорит вам, что она тоже хо­тела бы иметь все это? Или субличность, осу­ждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несуществен­ными. А теперь составьте список ваших собствен­ных желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, мо­жно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные же­лания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, ко­торые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте пастелью или цветными мелка­ми символы, отражающие ваши желания. Отсут­ствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и рас­красьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каж­дой субличности свое индивидуальное имя. Неко­торые из них могут походить на клички: Авантю­рист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здо­ровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, напри­мер: Первобытный Любитель Лошадей И Гон­чих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мистер Бо­жество и т. д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

7. Теперь раскрасьте свое «Я»».

Упражнение «Психодрама субличностей» [101]

«Выберите из группы тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.

По вашему сигналу они должны начать гово­рить с вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обра­щая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) из­лишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей сублич­ности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни».

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутрен­ними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Упражнение «Разотождествление»[102]

«Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мы­сленно следя за своим дыханием. Затем повто­ряйте вслух или про себя:

· У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, уста­лым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».

· Мое тело — прекрасный инструмент для ощу­щений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое те­ло — это не «Я».

· У меня есть тело, но я — это не мое тело.

· У меня есть эмоции, но я — это не мои эмо­ции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оцени­вать свои эмоции и, более того, управлять, вла­деть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».

· У меня есть эмоции, но я — это не мои эмо­ции.

· У меня есть интеллект, но я — это не мой ин­теллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окру­жающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое «Я».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте. Развитие эмоций и воли в онтогенезе.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоц ...

Исследования эмоций
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям. По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного ...

Глоссарий
№ пп Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Внутригрупповой конфликт столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения. 2 Внутриличностный конфликт вн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru