Психокоррекционный этап исследования
Страница 6

Упражнение «Внутренняя речь»[88]

Ведущий: «Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать: ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы гово­рите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Стараетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за дру­га? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?»

Упражнение «Визуализация» [89]

Ведущий: «Это упражнение лучше проделывать, находясь в расслабленном положе­нии, желательно лежа. Образы, которые, казалось бы, самопроизволь­но появляются у вас в голове, на самом деле — в ва­шей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.

Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…

Вообразите большой белый экран…

Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поме­стите на экран белую розу…

Поменяйте белую розу на красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет, как Алиса в Стране Чудес.)

Уберите розу и представьте комнату, в кото­рой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет и т. п.

Переверните картинку. Посмотрите на комна­ту с потолка. (Если это трудно сделать, то вообра­зите себя на потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз.)

Теперь снова вообразите большой белый экран.

Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим.

Поменяйте синий фильтр на красный. Сделайте экран зеленым.

Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение».

Обсуждение: «Удалось ли вам достигнуть всех эффектов, таких, как, например, поворот комнаты или смена цветов? Ничего страшного, и без подготовки легко вы сможете уви­деть пустой экран, вообразить цветок и представить обстановку вашей комнаты. И уже это достаточное до­казательство того, что продуцируемые вами образы в вашей власти, вы вольны вызывать или не вызывать их. Поэтому, если вы вдруг обнаружите, что «разгля­дываете» некий психический образ, вызывающий у вас беспокойство, попытайтесь осознать, что вы сами за него в ответе, вы сами его создали и сами можете изме­нить его на более приятный, подобно тому как раскра­сили белую розу в красный цвет».

Упражнение «Эмоционально-коррективное переживание» [90]

«Запишите тревожащий вас эпизод в виде не­большого рассказа, написанного в настоящем вре­мени от первого лица. Попытайтесь как можно более точно вспомнить все события. Восстановите диалоги. Запишите ваши чувства.

Затем перепишите историю так, как вы бы хо­тели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю. Отомстите мучителю. Или полюбите человека, которого вы ненави­дите. Делайте все, что хотите. Создайте новые диалоги. Запишите ваши чувства. Придумайте свой собственный финал и развязку».

Это упражнение может быть проделано как индивидуально, так и в группе. В результате тягостное событие будет заново пережито, субъективно завершено и перестанет постоянно «прокручиваться» в голове.

Техника «Принятие ответственности»

Упражнение «Принятие ответственности» [91]

Участника иногда просят закончить выражение чувств или убеждений словами: «И я беру на себя ответственность за это». Иногда терапевт предлагает принять ответственность, заменив не могу на не хочу или но на и. Например, фраза «я хочу похудеть, но продолжаю много есть» звучит иначе, чем «Я хочу похудеть, и я продолжаю много есть». Заменив но на и, участник говорит более ответственно. Это утверждение ответственности помогает осознать себя обладающими внутренней силой, а не полагаться на контроль извне.

Упражнение «Использование личных местоимений» [92]

Участника поощряют использовать «Я» вместо слов типа этот, ты или нам, когда он говорит о себе. Это помогает ему признать ответственность за собственное поведение. Например, участник может сказать: «Я ничего не добился в этом году. В следующем году это будет по-другому». Консультант отреагирует: «Это будет по-другому? Вы о ком говорите?» Участник мог бы тогда ответить: «О себе. Это Я стану другим».

Упражнение «Преобразование вопросов в утверждения» [93]

Люди часто используют вопросы, чтобы держаться подальше от себя или скрывать то, что они действительно думают. Участник терапии, который спрашивает: «Вы действительно верите этому?» — на самом деле говорит: «Я не думаю, что вы верите в это». Побуждение членов группы к преобразованию вопросов в утверждения заставляет их предъявлять свои системы убеждений и вынуждает их брать на себя ответственность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Фундаментальные методы исследования сотрудников МВД
Напомним, что к фундаментальным методам исследования сотрудников МВД относятся многоориентированные методики. Тест Кеттелла (Кеттела).16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.16 ФЛО-187-A Назначение теста Оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Иструкция к тесту Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут ...

Семья как социальный институт формирования личности. Семья и ее современные модели
Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Для человека семья — главный и основной к ...

Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы
под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. факты поведения Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru