Психокоррекционный этап исследования
Страница 2

Во время этого эксперимента вы можете встретиться с та­кими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремонным или нескромным; или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, с которыми вы входите в сопри­косновение, эти сопротивления становятся настолько сильны­ми, что заставляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время на животных и неживые объекты».

Упражнение «Непосредственное осознавание» [78]

Всех участников просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что ему попада­ется на глаза. Такое описание может быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так: «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые волосы с не­сколькими темными прядями. Ты сидишь на старом сером сту­ле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор .»

Это все, что требуется от участников. Их цель — описать, как можно больше всего за пять минут. По прошествии этого вре­мени члены пары меняются ролями и еще раз повторяют дан­ную процедуру.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Тренер должен также помочь группе в опре­делении способов, при помощи которых знания, приобретен­ные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участни­ков. По возможности тренер также участвует в выполнении уп­ражнения.

Тренер просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Перемещающееся осознавание» [79]

Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары са­дятся друг напротив друга. Один из них начинает описывать сво­ему партнеру то, каким образом перемещается фокус его внима­ния с течением времени. Он пытается вербализировать все то, что он видит, чувствует, о чем думает, — любые изменения в фо­кусе внимания. Рассказ может строиться, например, следующим образом: «Я осознаю, что сейчас смотрю на тебя . а сейчас я слег­ка смущен тем, что ты, улыбаясь, смотришь на меня . Смущение начинает исчезать, как только я тебе о нем сказал. Только что я вспомнил о другой ситуации, произошедшей на другом тренин­ге, в которой я также испытывал смущение. Сейчас я смотрю в окно, находящееся за твоей спиной, вижу людей, прогуливаю­щихся по траве. Я понимаю, что мне очень сильно хотелось бы быть с ними. Сейчас я возвращаю свое внимание к тебе, и у ме­ня создается впечатление, что ты глубоко погружен в какие-то свои мысли .» По возможности тренер также участвует в выпол­нении упражнения. Все это рассказывается в течение пяти ми­нут, затем члены пары меняются ролями.

После этого все участники садятся в общий круг. Как и в пре­дыдущем упражнении, проводится обсуждение. Тренер помогает группе в определении способов, при помо­щи которых знания, приобретенные при выполнении данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессио­нальной жизнью участников.

Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участ­ники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.

Упражнение «Описания»[80]

Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары са­дятся друг напротив друга. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как фрукты или овощи, бу­тылки, вазы или украшения. Каждого участника просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с кон­сервами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом .»

Задача участников — как можно более полно и детально опи­сать полученные предметы. Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть при­вычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг для проведения обсуждения упражнения.

Упражнение «Чувственное сознавание»[81]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приложения
Приложение 1 Упражнения для развития математических способностей младших школьников. 1. Определите закономерность в расположении чисел в каждом ряде и допишите соответственно с этой закономерностью еще по два числа. 1) 3; 4; 5; 6; 7; 8;?? 2) 8; 7; 6; 5; 4; 3;?? 3) 6; 9; 12; 15; 18; 21;?? 4) 7; 12; 17; 22; 27; 32;?? 5) 40; 35; 30; ...

Статистический анализ результатов обследования. Статистический анализ результатов обследования контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитации
Для вычисления значимых различий между контрольной и экспериментальной группами использовался t-критерий Стьюдента[120]. Критические значения показателя t = 2,02; для р <= 0,05 (см. таблицу 1). Таблица 1. Показатель Средние значения t-критерий контрольная группа экспериментальная группа Самочувствие 4,2 ...

Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте. Общее понятие о личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приоб ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru