Психокоррекционный этап исследования
Страница 2

Во время этого эксперимента вы можете встретиться с та­кими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремонным или нескромным; или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, с которыми вы входите в сопри­косновение, эти сопротивления становятся настолько сильны­ми, что заставляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время на животных и неживые объекты».

Упражнение «Непосредственное осознавание» [78]

Всех участников просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что ему попада­ется на глаза. Такое описание может быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так: «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые волосы с не­сколькими темными прядями. Ты сидишь на старом сером сту­ле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор .»

Это все, что требуется от участников. Их цель — описать, как можно больше всего за пять минут. По прошествии этого вре­мени члены пары меняются ролями и еще раз повторяют дан­ную процедуру.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Тренер должен также помочь группе в опре­делении способов, при помощи которых знания, приобретен­ные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участни­ков. По возможности тренер также участвует в выполнении уп­ражнения.

Тренер просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Перемещающееся осознавание» [79]

Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары са­дятся друг напротив друга. Один из них начинает описывать сво­ему партнеру то, каким образом перемещается фокус его внима­ния с течением времени. Он пытается вербализировать все то, что он видит, чувствует, о чем думает, — любые изменения в фо­кусе внимания. Рассказ может строиться, например, следующим образом: «Я осознаю, что сейчас смотрю на тебя . а сейчас я слег­ка смущен тем, что ты, улыбаясь, смотришь на меня . Смущение начинает исчезать, как только я тебе о нем сказал. Только что я вспомнил о другой ситуации, произошедшей на другом тренин­ге, в которой я также испытывал смущение. Сейчас я смотрю в окно, находящееся за твоей спиной, вижу людей, прогуливаю­щихся по траве. Я понимаю, что мне очень сильно хотелось бы быть с ними. Сейчас я возвращаю свое внимание к тебе, и у ме­ня создается впечатление, что ты глубоко погружен в какие-то свои мысли .» По возможности тренер также участвует в выпол­нении упражнения. Все это рассказывается в течение пяти ми­нут, затем члены пары меняются ролями.

После этого все участники садятся в общий круг. Как и в пре­дыдущем упражнении, проводится обсуждение. Тренер помогает группе в определении способов, при помо­щи которых знания, приобретенные при выполнении данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессио­нальной жизнью участников.

Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участ­ники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.

Упражнение «Описания»[80]

Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары са­дятся друг напротив друга. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как фрукты или овощи, бу­тылки, вазы или украшения. Каждого участника просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с кон­сервами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом .»

Задача участников — как можно более полно и детально опи­сать полученные предметы. Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть при­вычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг для проведения обсуждения упражнения.

Упражнение «Чувственное сознавание»[81]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Методическая система формирования творческой личности младшего школьника средствами математики. Методика формирования творческой личности при обучении математике
Речь должна идти о методической системе обучения математике, в процессе которой формируется и раскрывается творческая личность учащихся. Как в любой методической системе достаточно выделить пять основных компонентов: цель, содержание, методы и приемы, организационные формы и средства обучения. Содержание учебного материала составляют те ...

Неполные семьи
Вирджиния Сатир также занималась проблемой так называемых "Особых семей". Под особыми семьями она подразумевала "те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях". [10,75] К сожалению, в наше непростое время увеличивается число таких сем ...

Школьная дезадаптация. Определение понятия школьной дезадаптации
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов.[1] Огромную роль в рассмотрении проблем ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru