Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания.
Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичностьСтраница 1
C
амосознание
– относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к себе. В литературе самосознание рассматривается как особый феномен личнсти, одну из высших психических функций (Выгодский). Самосознание
– это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости. Компоненты самосознания: самопознание, самооценка, саморегуляция. Самопознанев отечественной психологии определяется как познавательный процесс, объектом которого является сам субъект. В ходе этого процесса в сознании субъекта отражаются собствееные свойства и качества. 2 уровня самопознания: 1. сопоставление Я и другого человека за счет внутренних приемов самопознания, самовосприятия и самонаблюдения. 2. аутокоммуникация. Человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе за счет самоанализа и самоосмысления. Я –концепция – важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет его направление деятельности, поведение сит.выбора, контактах. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий и определяет интерпретацию опыта. С помощью Я-концепции человек способен определить соответствие своего Я требованиям, которые предъявляет ему выбранная профессия. До сих пор не существует универсального определения Я-концепции. Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой. Описательную сотавляющую Я – концепции называют образом Я.Образ Явписывается в структуру личности. Выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, включает 3 компонента: 1. когнитивный
– представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.2.Эмоционально-оценочный компонент
– самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.3. поведенческий
– стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, уклониться от оценки или критики и т.д. Образ Я
– и предпосылка и следствие социального взаимодействия. Есть много образов Я, это не статическое, а динамическое образование."Реальное Я
" "Идеальное
Я
", "Фантастическое
Я
" - Степень адекватности "Я-образа" выясняется при изучении самооценки. Самооценка
– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения. Это наиболее поверхностное самоотношение. Положительное или отрицательное отношение к себе.Оценки своего Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Главная функция самоотношения
– сигнализация о степени благополучия человека, его отнош.с миром. Эриксон
Психосоциальная концепция развития личности.Ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формирование эгоидентичности – процесс, который включает ряд стадий развития личности. 1. Младенчество
. Гл.роль – мать, кормит, одевает, следовательно формируется базовое доверие
к миру. 2. Стадия раннего детства
– формирование автономии и независимости
. Ребенок начинает ходить, общество приучает ребенка к аккуратности. 3. В возрасте 3-5 лет
, на 3-й стадии
, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Может сформир. чувство вины
. 4. В младшем школьном
возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе. 5. В подростковом
возрасте
(5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Доверие, уверенность, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое "Я". В противном случае регрессия. 6 .На 6-й стадии (молодость
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности
Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего, данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в Y, т.е. школа К. Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп. Групповая динамик ...
Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий.
Задачи нашего исследования таковы:
1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирован ...
Особенности профессионального профиля мышления
В одних исследованиях профессиональное мышление определяется как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности, в других - как определенный тип ориентировки специалиста в предмете своей деятельности. Первый подход связан с концепцией С.Л. Рубинштейна о детерминации мышления "внешними условиями через вну ...