Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность

C

амосознание

– относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к себе. В литературе самосознание рассматривается как особый феномен личнсти, одну из высших психических функций (Выгодский). Самосознание

– это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости. Компоненты самосознания: самопознание, самооценка, саморегуляция. Самопознанев отечественной психологии определяется как познавательный процесс, объектом которого является сам субъект. В ходе этого процесса в сознании субъекта отражаются собствееные свойства и качества. 2 уровня самопознания: 1. сопоставление Я и другого человека за счет внутренних приемов самопознания, самовосприятия и самонаблюдения. 2. аутокоммуникация. Человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе за счет самоанализа и самоосмысления. Я –концепция – важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет его направление деятельности, поведение сит.выбора, контактах. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий и определяет интерпретацию опыта. С помощью Я-концепции человек способен определить соответствие своего Я требованиям, которые предъявляет ему выбранная профессия. До сих пор не существует универсального определения Я-концепции. Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой. Описательную сотавляющую Я – концепции называют образом Я.Образ Явписывается в структуру личности. Выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, включает 3 компонента: 1. когнитивный

– представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.2.Эмоционально-оценочный компонент

– самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.3. поведенческий

– стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, уклониться от оценки или критики и т.д. Образ Я

– и предпосылка и следствие социального взаимодействия. Есть много образов Я, это не статическое, а динамическое образование."Реальное Я

" "Идеальное

Я

", "Фантастическое

Я

" - Степень адекватности "Я-образа" выясняется при изучении самооценки. Самооценка

– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения. Это наиболее поверхностное самоотношение. Положительное или отрицательное отношение к себе.Оценки своего Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Главная функция самоотношения

– сигнализация о степени благополучия человека, его отнош.с миром. Эриксон

Психосоциальная концепция развития личности.Ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формирование эгоидентичности – процесс, который включает ряд стадий развития личности. 1. Младенчество

. Гл.роль – мать, кормит, одевает, следовательно формируется базовое доверие

к миру. 2. Стадия раннего детства

– формирование автономии и независимости

. Ребенок начинает ходить, общество приучает ребенка к аккуратности. 3. В возрасте 3-5 лет

, на 3-й стадии

, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Может сформир. чувство вины

. 4. В младшем школьном

возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе. 5. В подростковом

возрасте

(5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Доверие, уверенность, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое "Я". В противном случае регрессия. 6 .На 6-й стадии (молодость

Страницы: 1 2


Диагностическое исследование межличностных отношений в процессе командообразования. Организация и обоснование методов исследования
Целью экспериментального исследования ставилось изучение межличностных отношений в группе в процессе командообразования. В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи эмпирического исследования: —исследование связи между внутригрупповыми отношениями и уровнем групповой сплоченности; —исследование взаимосвязи между вн ...

Процессы и виды памяти
Процессы памяти: 1. Запоминание (произвольное, непроизвольное) – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации (механическое, осмысленное). 2. Сохранение (осмысленность, прочность запоминания) – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного ...

Анализ результатов исследования
Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам: 1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод. 2. Анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из экспериментальной и кон ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru