Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания.
Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичностьСтраница 1
C
амосознание
– относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к себе. В литературе самосознание рассматривается как особый феномен личнсти, одну из высших психических функций (Выгодский). Самосознание
– это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости. Компоненты самосознания: самопознание, самооценка, саморегуляция. Самопознанев отечественной психологии определяется как познавательный процесс, объектом которого является сам субъект. В ходе этого процесса в сознании субъекта отражаются собствееные свойства и качества. 2 уровня самопознания: 1. сопоставление Я и другого человека за счет внутренних приемов самопознания, самовосприятия и самонаблюдения. 2. аутокоммуникация. Человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе за счет самоанализа и самоосмысления. Я –концепция – важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет его направление деятельности, поведение сит.выбора, контактах. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий и определяет интерпретацию опыта. С помощью Я-концепции человек способен определить соответствие своего Я требованиям, которые предъявляет ему выбранная профессия. До сих пор не существует универсального определения Я-концепции. Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой. Описательную сотавляющую Я – концепции называют образом Я.Образ Явписывается в структуру личности. Выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, включает 3 компонента: 1. когнитивный
– представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.2.Эмоционально-оценочный компонент
– самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.3. поведенческий
– стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, уклониться от оценки или критики и т.д. Образ Я
– и предпосылка и следствие социального взаимодействия. Есть много образов Я, это не статическое, а динамическое образование."Реальное Я
" "Идеальное
Я
", "Фантастическое
Я
" - Степень адекватности "Я-образа" выясняется при изучении самооценки. Самооценка
– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения. Это наиболее поверхностное самоотношение. Положительное или отрицательное отношение к себе.Оценки своего Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Главная функция самоотношения
– сигнализация о степени благополучия человека, его отнош.с миром. Эриксон
Психосоциальная концепция развития личности.Ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формирование эгоидентичности – процесс, который включает ряд стадий развития личности. 1. Младенчество
. Гл.роль – мать, кормит, одевает, следовательно формируется базовое доверие
к миру. 2. Стадия раннего детства
– формирование автономии и независимости
. Ребенок начинает ходить, общество приучает ребенка к аккуратности. 3. В возрасте 3-5 лет
, на 3-й стадии
, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Может сформир. чувство вины
. 4. В младшем школьном
возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе. 5. В подростковом
возрасте
(5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Доверие, уверенность, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое "Я". В противном случае регрессия. 6 .На 6-й стадии (молодость
Понятие воображения. Функции и свойства воображения
Воображение
– это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только челов ...
Интимно-сексуальная совместимость партнёров
Известно, что гармония сексуальных отношений, взаимная любовь и прочная семья являются одной из основ физического и психического здоровья человека. Факты современной жизни убедительно свидетельствуют о том, что отсутствие у супругов знаний о физиологии и гигиене половой жизни приводит к нарушению брачных отношений и распаду семьи. Это, ...
Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.
Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выде ...
