Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность

) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7. центральная стадия

– взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях. 8. После 50 лет (8-я стадия www.todayculture.ru

) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Если принятия себя не произошло, то человек чувствует разочарование. Чувствует, что жизнь прошла зря. Психодиагностика

самосознания направлена на выявление его продукта (Я-концеции). В области ПД самосознания используют следующие классы методик: стандартизированные самоотчеты, нестандартизированные самоотчеты, идеографические методики, проективные методики. Стандартизированные самоотчеты: К ним относятся. Прежде всего, тесты-опросники, состоящие из утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни студента; поведенческих проявлений; взаимоотношения с другими людьми. Разновидности: 1. контрольные списки

(Контрольный список прилагательных Г.Коха)Характеризует краткость пунктов. 24 шкалы. 15 – соответствуют потребностям Мюррея, 9 – получены эмпирически. Предусматривает измерение глобального самотношения. На рус. языке подобный список – Личностный семантиченский дифференциал Шмелева. Достоинства: простота применения и обработки. Недостатки: - навязывает субъекту оценку по параметрам, которые, возможно, не являются его Я-концепцией; достигается вынесение категорических суждений относительно значимых для субъекта личностных параметров на внутреннее сопротивление. 2. Шкальная техника(семантический дифференциал Осгуда) Нестандартизированные самоотчеты: диагностир-ся разверноутое самоотношение, в кот. так или иначе проявляется Я-концепция. Тест 20 утверждений Куна

.Идеографические методики: основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при кот. Пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно, на основе усредненых данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с нормой, а относительно других характеристик самого субъекта. Пример репертуарные решетки Келли.Проективные методики: проектив.показатели используются для анализа аспектов отношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета: бессознательные компоненты самоотношения, нежелательная самооценка. Пример: ТАТ, Рис.человека Маховера. Рефрактивные техники – процедуры, в кот.люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не осознавая, что они оценивают себя (методика управляемой проекции – испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под именем портрета другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности.)Методы измерения локуса контроля: Локус контроля

– интегральная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я. Локализация контроля на значимые для себя события (экстернальный, интернальный).Шкала Роттера

. В отечественной психологии: оригинальная шкала Роттера УСК (уровни субъективного контроля) – Бажин, Голынкина, Эткинд. ОСЛК (опросник субъективной локализации контроля Пантелеев, Столин. Опросник включает пункты,, соответствующие нек.сферам:академическое признание, соц.уважание, межличностные отношения, аффектогенные ситуации, доминирование, соц-полит.активность и общее мировоззрение. Окончательная форма – 29 позиций из 2-х противоположных суждений: 1 для интерналов, др.для экстерналов. Достоинства и недостатки методик ПД: Стандарт. самоотчеты: + обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от оыта экспериментатора, количественный подход.- апеллируют более осознанным аспектом самоотношения, потенциально подвержены влиянию стратегии самопрезентации, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений.Нестандарт. самоотчеты: + самоотношение, выраженное языком субъекта, снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобраггых утверждений.- более трудоемки и трудны для количественной обработки, более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемого, стратеги самопрезентации.Идеографические методы: + пространство самоописания на языке испытуемого- проблема дифференцированной системы диагностических заключений, их обоснованность.Проективные методы: + устраняют прямые влияния стратегии самопрезентации- отсутсвие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения, необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам. Шкала Я-концепции Теннеси Фрмы: консультативная и клиническая формы. Предназначены для подростков старше 11 лет и взрослых. Шкалы: по строкам – самокритичность, самоудовлетворенность, поведение По столбцам: - физическое Я, моральное Я, личностное Я, семейное Я, социальное Я. + шкала лжи. Выявление глобального самоотношения и специфич. форм самоотношения к себе, своему телу, к себе как члену семьи. Используется 5-тишаговая шкала ответов от полностью согласен до абсолютно не согласен. Обработка: расчет показателей для строк и столбцов (8 индексов теста), графическое отображение результатов, вычисление доп.2 индекса. Тест 20 утверждений на самоотношение Формы 1. Теоретическое основание: теоретическое представление о личностном Я как об интериоризации индивидуальной позиции в соц.системе. Т.к. Я-концепция так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании, появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа. Шкалы: объективные и субъективные соц.роли.

Страницы: 1 2 


Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение ...

Порнографическое имаго: видение, власть, субъект
Концепт взгляда, который структурирует пространство видимого, по-разному функционирует в теории кино и в психоанализе Жака Лакана. В теории кино (которая распространяется также и на театральные постановки) взгляд является элементом, который конституирует желание субъекта; в психоанализе же взгляд считается объектом скопифилической потре ...

Теории возникновения эмоций
- Теория Дарвина (Эволюционная теория). В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и пси ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru