Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
Страница 1

Основы психологии » Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.

Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности 2) общие способности (в отличие от специфических) обусловливающие широту возможностей человека, З) умственный потенциал - интеллект предполагающий широту обобщения логичность (а не способность к искусствам). 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой -либо деятельности (наличие врожденных предпосылок) 5) Талантливость (условия для успехов самого высокого уровня). Одаренность показывает, благодаря каким начальным‚ структурным условиям вожможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность - высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней: 1) задатки как природная основа способностей; 2)способности; 3) талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода; 4) гениальность - высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества; 5) одаренность.

В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты.: -анатомо-физиологические задатки; - сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; - интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; - эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации их искусственное поддерживание; - высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин - структура творческой одаренности. Проявление одаренности можно представить через: - доминирование интересов и мотивов; - эмоциональную погруженность в деятельность; - волю к решению, к успеху; - много вариантность решений; - общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; - понимание сущности проблемы, задач, ситуации; - изобретательность, находчивость; - быстроту решений, оценок, прогнозов.

Проблема развития способностей. Роль наследственных механизмов. Факты, свидетельствующие о врожденности способностей: 1. их раннее появление; 2. повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях); 3. корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот - 0,8 - 0,9; у дизигот - 0,4 - 0,5) использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупых» стало еще тупее) Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях: 4. деятельность выдающихся педагогов; 5. факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей; 6. экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Роль среды и социального окружения.

Страницы: 1 2 3 4


Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом
Структура конфликта: Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми. Стороны конфликта (участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт), группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой). В социальной психологии не рассматриваются внутри ...

Уровень субъективного контроля Дж. Роттера
Интерпретация результатов: 1) Шкала общей интернальности (5 стенов): результат попал в доверительный интервал, интерпретации не подлежит. 2) Шкала интернальности в области достижений (5 стенов): результат попал в доверительный интервал, интерпретации не подлежит. 3) Шкала интернальности в области неудач (5 стенов): результат попал ...

Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
Решение текстовых задач открывает большие возможности для включения учащихся в активную познавательную деятельность - поиск. Одним из приемов формирования творческой активности, развития мышления учащихся служит поиск логических основ условий текстовых составных задач. Логическая основа условия (ЛОУ) - это понятия и отношения между ним ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru