Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
Страница 4

Основы психологии » Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.

Виды способностей и их изучение. Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

В соответствии с проф критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию способностей: математические, кулинарн, пед, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти способности можно разделить на пять групп (зн. сист, техника, природа, худ образ, человека).

Как известно существуют две стороны и формы социального бытия: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить два вида способностей: Предметные способности - обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности (способности необходимые инженеру, зоотехнику, агроному и т.д.) Общими для всех подобных деятельностей представляется процесс манипулирования физическими реальностями – объектами. Соц-псих способности – необходимы для общения с людьми. Они принципиально отличаются от взаимодействия с объектами, прежде всего тем, что являются диалогическими по сущности и требуют отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям.

В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие способности- определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интелл способности, развитая память, речь и т.д. Специальные способности – определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести муз, метем, лит, и др.

В зависимости от продуктивности деят или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные – влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, т.е на эффективность обучения. Творческие способности- определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творч в различных областях жизнедеят чела. Именно они обеспечивают соц процесс.

В зависим от уровня развития способн выд одаренность-совокупность способностей, обуславлив особенно успешную деят чела в опред области и выделяющих его среди др лиц выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант – высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Гениальность это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич, а сколько в кач плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике).

Способности всегда сопрячжены с псих функц чела: памятью, вним, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслит, имажитивные (воображение), мнемические, аттенционные, эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в стр-ру способностей разных специалистов. Интел спобосности, Проф пригодность, спец способности

Страницы: 1 2 3 4 


Концепция агрессивности и ее профилактика
Агрессия – это любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии 1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ ...

Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии
Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам 3. Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человеческого Я» (в английском варианте ее название выглядит несколько по-иному и буквально переводится как «Гр ...

Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Название процесса Определение процесса Функции процесса Виды процесса (классификации) Свойства (качества, характеристики) процесса Примеча ния Ощущение Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы 1. ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru