Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие
Страница 1

Основы психологии » Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия.

Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно концепции, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной с взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем, чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность.

В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека.

В рассуждениях Выготского на эту тему можно выделить три крупные логические части:

1.Первая часть может быть озаглавлена «Человек и природа». Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения:

a)при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его, животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. То есть, человек оказался способен к овладению природой.

b)человеку удалось наложить на природу отпечаток своей воли благодаря использованию орудий.

2.вторая часть может быть озаглавлена «человек и его собственная психика». Она содержит тоже два положения:

а)способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или ВПФ. ВПФ – это сложные формы сознательной психич деят-ти, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психич деят-ти. ВПФ – это произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и т.д. По Выготскому психика чел – ф-ция живого организма, но и кач-но отличается от жив-го. От природы чел дано умение слышать, воспринимать и т.д. – это натуральные ф-ции, кот есть и у жив-го. Только у чел появляются особые ф-ции, кот имеют соц природу, формируются прижизненно, путем присвоения соц опыта и возникают при общении ребенка со взрослым –ВПФ. ВПФ появляются 2-ды, сперва интерпсихич (в совместной деят-ти со взрослым), затем интрапсихич (внутри самостоят). Существуют два вида психических функций: натуральные психические функции и высшие психические функции. Натуральные психические функции — это те функции, которые даны нам от природы (они есть и у животных). Высшие психические функции формируется прижизненно, они имеются только у человека. К ВПФ Выготский относил: произвольное внимание, произвольную память, логическое мышление.

Появление ВПФ связано с овладением человеком природы. По мнению Выготского, указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Поэтому овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие глубоко взаимосвязанные процессы.

Б) Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий психологических. По Выготскому эти психологические орудия - знаки. Человек использует дополнительный стимул X, чтобы опосредовать запоминание. Х выступает как средство запоминания и средство воспроизведения, или как психологическое орудие, с помощью которого человек овладевает процессами собственной памяти. Причем человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство - знак; с помощью этого знака он овладевает своим поведением.

Страницы: 1 2 3


Самоанализ по методике Кеттела
1. Название теста: Личностный тест Р.Кэттела (16ЛФ) 2. Ф.И.О.: Мартынчук Людмила Васильевна 3. Возраст: 33 года 4. Социальное положение: Временно не работающая, студентка заочного отделения, замужем, мама двоих детей. 5. Дата и время проведения тестирования: 12.03.2009 г., 12.00 6. Условия тестирования: Дома 7. Цель теста: экспрес ...

Трехкомпонентная структура поведения личности
Типология Э. Кречмера была дополнена концепцией Н.Н. Обозова о трехкомпонентной структуре человеческого поведения, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного компонента определяет «мыслителя», аффективного (эмоциональ ...

Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теори ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru