Методика проведения исследования
Сроки и место проведения исследования
Настоящее исследование проведено в период с 01.10.2003г. по 01.04.2004г. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра.
Общая характеристика испытуемых:
В соответствии с основной целью исследования и для решения поставленных задач было проведено комплексное клинико-психологическое обследование 40 военнослужащих в возрасте от 19 до 23 лет (средний возраст – 22,3+1,7 лет), поступивших в госпиталь после ранений, полученных при выполнении служебного долга в Чеченской республике.
Все военнослужащие поступили в 6 ЦВКГ для прохождения медико-психологической реабилитации после проведенных ампутационных операций из Главного военного клинического госпиталя им. Н. Бурденко.
При поступлении в госпиталь больные методом случайного отбора были разделены на 2 группы:
· Контрольная группа - 20 раненых, с которыми проводилось медикаментозное лечение, протезирование, физиотерапия, психологическое консультирование, суггестивная терапия, рациональная психотерапия, гетеро- и ауторелаксационные техники, психологическое консультирование, психоанализ, трансактный анализ, психодрама, дебрифинг стресса критических инцидентов, эстетотерапия, логотерапия.
· Экспериментальная группа - 20 раненых, с ними проводились те же мероприятия и дополнительно применялся метод гештальт-терапии.
До начала реабилитации контрольная и экспериментальная группы были сопоставимы по возрасту, уровню образования, а также по психологическим характеристикам.
Экспериментальная и контрольная группы подобраны следующим образом: испытуемые – участники боевых действий в Чеченской республике, поступившие в госпиталь после ранений, приведших к ампутации конечностей. Ранения получены при выполнении служебного долга.
Обе группы включали в равных долях три категории военнослужащих:
· военнослужащие по призыву, средний возраст 19+0,5 лет;
· военнослужащие по контракту, средний возраст 24,5+0,5 лет;
· молодые офицеры, средний возраст 23,5+0,5 лет.
Формируемая для проведения исследования группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике.
Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых и близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки и т.д.
В ходе проведенного комплексного клинико-психологического обследования были использованы следующие диагностические методики: САН, ЛОБИ, СМОЛ, шкала оценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина, проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное».
Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к
роли школьника
Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливае ...
«Продуманный выбор» Келли
С точки зрения Келли, люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни. Более того, каждый день они должны выбирать, какой конструкт и какой его полюс использовать для прогноза событий. Вывод о выборе показывает, как человек проводит этот отбор: «Человек выбирает для себя ту альтернативу в дихот ...
Практическое применение концепции Келли (Реп-тест)
В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанный свыше 25 лет назад Бонариусом, который на основании оценки почти 100 опубликованных исследований, толчком для которых послужили идеи Келли, пришел к заключению, ...