Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие
Страница 2

Основы психологии » Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

З.Третью часть концепции Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты». Откуда берутся средства-знаки? Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка.

Как известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий, это были слова-приказы. Потом человек стал обращать слова-приказы на себя. Таким образом, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то делать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Эгоцентрическая речь Выготский описывает феномен эгоцентрической речи как промежуточной между обращением к другому и обращением к себе. По наблюдению Выготского такая речь возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т.е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий. Ребенок озвучивает программу своих действий. Так формируется мышление.

Всякая ВПФ появляется в своем развитии на сцене дважды: сначала как функция интерпсихическая, а потом как интрапсихическая. Это происходит в процессе интериоризации. «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»

Резюмируем основные положения теории развития ВПФ Выготского.

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он так же использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

Первоначально — в фило- и онтогенезе - психологические орудия выступают во внешней материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами.

Таким образом, ВПФ отличаются от низших по своим свойствам, строению, происхождению. ВПФ произвольны по способу управления, социальны по происхождению, опосредованы по строению, динамичны, системны, осознанны. У жив-го психич ф-ция натуральна, у чел – ВПФ соц-на (формируется при общении ребенка со взрослым), произвольна (сознательно регулируется, я могу поставить цель и ее выполнить), опосредована (т.е., чтобы ею управлять, нужно средство, сперва внешн, затем внутр – процесс интериоризации), системна (напр, при произвольном запоминании включается процесс мышления, воображения).

Рассматривая развитие личности, Выготский говорит, что развитие личности - это, прежде всего, развитие способности к опосредованному поведению. Однако, средствами здесь оказываются не столько знаки и стимулы, сколько такие сложные образования, как социальные нормы, ценности и т.д.

Критика: 1.Выготского упрекали в слишком резком и как бы механическом разделении психических функций на «низшие», «натуральные» и «высшие», «культурные». Теперь преобладает мнение, что все психические процессы человека являются культурными или, по крайней мере, несут в себе отпечаток социальности.

2.0тмечалсь так же переоценка и даже абсолютизация Выготским роли знака в формировании человеческого сознания. Фактор практической деятельности при этом оставался в тени.

3. Слишком широкая трактовка Выготским понятия «стимул». Одно дело, когда это узелок на память, другое - когда он говорит о рассуждениях, нравственных нормах.

Страницы: 1 2 3


Социально-психологический тренинг общения
Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний; —умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение; —умен ...

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, принципов, относящихся к переме ...

Сохранение, узнавание объектов
Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта. Вернемся к упомянутым примерам. Если танцевальная композиция представляет собой некий сюжет, а каждое движение служит ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru