Психокоррекционный этап
исследованияСтраница 3
Упражнение выполняют с закрытыми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.
Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Какова ее форма и фактура . какого она цвета . как освещена . и как падают тени . Обратите внимание на сочетание различных форм . Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напоминает мне мексиканскую»), то вы на ложном пути.
В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий . Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смотреть . Расслабьте мышцы глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд . выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев . задержите взор . Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощенным наблюдением за этим предметом?
Теперь — закройте глаза. Что вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от наблюдения . прислушайтесь . Что вы слышите? Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощущениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания . Теперь сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уловить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых . Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забытья . сознание постепенно возвращается к вам . Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь . в городе или в деревне? в помещении или на улице? присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?
А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами, сосредоточьтесь на обонянии . Запах воздуха . Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать собственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать . запах вашей одежды . подмышек . Принюхайтесь к запахам предметов, окружающих вас . О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали? Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?
Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку . Почувствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Прожевывайте каждый кусочек тщательно и неторопливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений . Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку .
Теперь замрите на минуту, направьте внимание на руки, особенно — на кончики пальцев, и попытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир? Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов, ногтей . исследуйте поверхность кожи . А сейчас прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете . Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее . Поищите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движений . Теперь попробуйте попеременно направлять свое внимание то на одну, то на другую руку . Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку . Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала поглаживания? Снова переключите внимание на пассивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профиля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?
.Пусть ваши руки поменяются ролями . Обратите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием . Как она ощущает суставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки . Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исходящим от пассивной руки . что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают . Легко ли ваши руки приняли свои новые роли или что-то вызывает их сопротивление?
А теперь — займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого — лицо незнакомца . Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале? А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений пальцев? Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний . как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью? Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо . Что вы чувствуете? Меняя попеременно направление своего внимания, увеличьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги . Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотрагиваетесь до обнаженных частей тела или до скрытых под одеждой? Какое из них интенсивнее, какое приятнее?
Методики исследования уровня речи
В методики использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е. В. Мальцевой (1991г). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико–грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами была разработана балльная система. ...
Характерологический опросник Леонгарда
1 -, 12-, 23-, 34-, 45+, 56-, 67-, 78+,
2 +, 13+, 24+, 35-, 46-, 57+, 68+, 79+,
3+, 14-, 25-, 36+, 47+, 58+, 69-, 80-,
4 +, 15+, 26+, 37+, 48-, 59+, 70-, 81+,
5 -, 16-, 27+, 38+, 49+, 60-, 71+, 82+,
6 -, 17+, 28+, 39+, 50+, 61+, 72+, 83-,
7 -, 18+, 29+, 40+, 51+, 62-, 73-, 84+,
8 +, 19+, 30+, 41-, 52+, 63-, 74-, 85-,
9 +, 20+, 3 ...
Определение психологии как науки. Различные представления о предмете
психологии
При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-во соц. Понятие П имеет как научный (употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины ...