Психокоррекционный этап исследования
Страница 3

Упражнение выполняют с закрыты­ми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.

Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Како­ва ее форма и фактура . какого она цвета . как ос­вещена . и как падают тени . Обратите внимание на сочетание различных форм . Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напо­минает мне мексиканскую»), то вы на ложном пу­ти.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть пред­меты, как видит их младенец, не знающий их на­званий . Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смо­треть . Расслабьте мышцы глаз, даже слегка рас­фокусируйте взгляд . выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев . задержите взор . Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощен­ным наблюдением за этим предметом?

Теперь — закройте глаза. Что вы видите? От­метьте образы, оставшиеся от наблюдения . прислушайтесь . Что вы слышите? Возможно, толь­ко сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощу­щениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания . Теперь сосредоточь­тесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уло­вить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых . Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забы­тья . сознание постепенно возвращается к вам . Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь . в городе или в деревне? в помещении или на улице? присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми гла­зами, сосредоточьтесь на обонянии . Запах возду­ха . Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать со­бственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать . запах ва­шей одежды . подмышек . Принюхайтесь к запа­хам предметов, окружающих вас . О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали? Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку . Почув­ствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Про­жевывайте каждый кусочек тщательно и неторо­пливо, отмечая все изменения вкусовых ощуще­ний . Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку .

Теперь замрите на минуту, направьте внима­ние на руки, особенно — на кончики пальцев, и по­пытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир? Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суста­вов, ногтей . исследуйте поверхность кожи . А сей­час прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете . Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее . Пои­щите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движе­ний . Теперь попробуйте попеременно направ­лять свое внимание то на одну, то на другую ру­ку . Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку . Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала по­глаживания? Снова переключите внимание на пас­сивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профи­ля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?

.Пусть ваши руки поменяются ролями . Обра­тите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием . Как она ощущает су­ставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки . Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исхо­дящим от пассивной руки . что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают . Легко ли ва­ши руки приняли свои новые роли или что-то вы­зывает их сопротивление?

А теперь — займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого — лицо незнаком­ца . Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале? А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений паль­цев? Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний . как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью? Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо . Что вы чувствуете? Меняя попеременно направление своего внимания, уве­личьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги . Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотра­гиваетесь до обнаженных частей тела или до скры­тых под одеждой? Какое из них интенсивнее, ка­кое приятнее?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Потребности
Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребность—состояние индивида, которое возникает в условиях переживания и ...

Архетип чудовища
Разумные существа не человеческой и не животной природы - традиционный компонент культуры. Редкий бестселлер обходится без него. Знакомство с чудовищами начинается в детстве. Одно из наиболее популярных детских чудовищ – Буратино. Он безопасен, хотя у него изначально нет христианской души. Он не человек: он не тонет в воде. Ему близок В ...

Гештальтпсихология. Бихевиоризм
Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психоло ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru