Психокоррекционный этап исследования
Страница 3

Упражнение выполняют с закрыты­ми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.

Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Како­ва ее форма и фактура . какого она цвета . как ос­вещена . и как падают тени . Обратите внимание на сочетание различных форм . Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напо­минает мне мексиканскую»), то вы на ложном пу­ти.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть пред­меты, как видит их младенец, не знающий их на­званий . Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смо­треть . Расслабьте мышцы глаз, даже слегка рас­фокусируйте взгляд . выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев . задержите взор . Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощен­ным наблюдением за этим предметом?

Теперь — закройте глаза. Что вы видите? От­метьте образы, оставшиеся от наблюдения . прислушайтесь . Что вы слышите? Возможно, толь­ко сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощу­щениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания . Теперь сосредоточь­тесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уло­вить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых . Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забы­тья . сознание постепенно возвращается к вам . Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь . в городе или в деревне? в помещении или на улице? присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми гла­зами, сосредоточьтесь на обонянии . Запах возду­ха . Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать со­бственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать . запах ва­шей одежды . подмышек . Принюхайтесь к запа­хам предметов, окружающих вас . О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали? Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку . Почув­ствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Про­жевывайте каждый кусочек тщательно и неторо­пливо, отмечая все изменения вкусовых ощуще­ний . Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку .

Теперь замрите на минуту, направьте внима­ние на руки, особенно — на кончики пальцев, и по­пытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир? Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суста­вов, ногтей . исследуйте поверхность кожи . А сей­час прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете . Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее . Пои­щите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движе­ний . Теперь попробуйте попеременно направ­лять свое внимание то на одну, то на другую ру­ку . Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку . Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала по­глаживания? Снова переключите внимание на пас­сивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профи­ля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?

.Пусть ваши руки поменяются ролями . Обра­тите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием . Как она ощущает су­ставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки . Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исхо­дящим от пассивной руки . что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают . Легко ли ва­ши руки приняли свои новые роли или что-то вы­зывает их сопротивление?

А теперь — займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого — лицо незнаком­ца . Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале? А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений паль­цев? Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний . как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью? Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо . Что вы чувствуете? Меняя попеременно направление своего внимания, уве­личьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги . Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотра­гиваетесь до обнаженных частей тела или до скры­тых под одеждой? Какое из них интенсивнее, ка­кое приятнее?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Проективный тест «Несуществующее животное»
Для изучения предрасположенности к агрессии может быть использован проективный тест «Несуществующее животное». Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением. Если реальное движение п ...

Понятие характера. Структура характера
Характер– индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в д ...

Управление мотивацией
Важнейшей функцией менеджера является мотивирование деятельности работников. Вообще принято считать, что обеспечение мотивации, составляет базу теории и практики менеджмента. Менеджер обязан уметь регулировать побудительные мотивы человека, понимая, что средствами мотивации могут служить не только деньги. Чтобы эффективно содействовать ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru