Психокоррекционный этап исследования
Страница 3

Упражнение выполняют с закрыты­ми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.

Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Како­ва ее форма и фактура . какого она цвета . как ос­вещена . и как падают тени . Обратите внимание на сочетание различных форм . Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напо­минает мне мексиканскую»), то вы на ложном пу­ти.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть пред­меты, как видит их младенец, не знающий их на­званий . Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смо­треть . Расслабьте мышцы глаз, даже слегка рас­фокусируйте взгляд . выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев . задержите взор . Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощен­ным наблюдением за этим предметом?

Теперь — закройте глаза. Что вы видите? От­метьте образы, оставшиеся от наблюдения . прислушайтесь . Что вы слышите? Возможно, толь­ко сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощу­щениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания . Теперь сосредоточь­тесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уло­вить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых . Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забы­тья . сознание постепенно возвращается к вам . Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь . в городе или в деревне? в помещении или на улице? присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми гла­зами, сосредоточьтесь на обонянии . Запах возду­ха . Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать со­бственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать . запах ва­шей одежды . подмышек . Принюхайтесь к запа­хам предметов, окружающих вас . О чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали? Сумка — из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку . Почув­ствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Про­жевывайте каждый кусочек тщательно и неторо­пливо, отмечая все изменения вкусовых ощуще­ний . Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку .

Теперь замрите на минуту, направьте внима­ние на руки, особенно — на кончики пальцев, и по­пытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир? Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суста­вов, ногтей . исследуйте поверхность кожи . А сей­час прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете . Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее . Пои­щите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движе­ний . Теперь попробуйте попеременно направ­лять свое внимание то на одну, то на другую ру­ку . Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку . Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала по­глаживания? Снова переключите внимание на пас­сивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профи­ля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?

.Пусть ваши руки поменяются ролями . Обра­тите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием . Как она ощущает су­ставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки . Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исхо­дящим от пассивной руки . что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают . Легко ли ва­ши руки приняли свои новые роли или что-то вы­зывает их сопротивление?

А теперь — займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого — лицо незнаком­ца . Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале? А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений паль­цев? Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний . как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью? Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо . Что вы чувствуете? Меняя попеременно направление своего внимания, уве­личьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги . Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотра­гиваетесь до обнаженных частей тела или до скры­тых под одеждой? Какое из них интенсивнее, ка­кое приятнее?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Концепция агрессивности и ее профилактика
Агрессия – это любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии 1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ ...

Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
Существуют несколько основных критериев, по которым, как правило, оценивают кандидатов в управленческие команды. 1. Профессиональные навыки и успешный опыт работы в соответствующей сфере бизнеса. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. выделяют следующие требования к навыкам и способностям людей, необходимым для их эффективной ...

Анализ и интерпретация результатов
· Фактор А: "замкнутость - общительность" 7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия). · Фактор В: "интеллект" 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению). · Фактор С: "эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность& ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru