Психокоррекционный этап исследования
Страница 7

Упражнение «Жизнь без себя»[94]

Ведущий: «Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со сторо­ны . Теперь вернитесь к себе».

Анализ: «Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?»

Упражнение «Способность к искренности»[95]

Это упражнение предназначено для того, чтобы лучше уз­нать свои способности к искренности. Проводится оно в парах в течение 15 минут.

«Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмо­трите прямо в лицо друг другу.

Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чувствами. Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осо­знайте ваши чувства и выразите их. Осознайте, как изменяют­ся ваши чувства. Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз».

Анализ: «Какие чувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?»

Техника «Интеграция полярностей»

Упражнение «Два стула»[96]

Ведущий: «Нередко человек ощущает некоторую двойствен­ность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каж­дой сменой роли вы будете менять стулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».

Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физическим симп­томом — язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.

Упражнение «Диалог между частями собственной личности»

В технике «пустого стула» участникам дают задание взаимодействовать с другим человеком, представив его сидящим на пустом стуле. Эта ролевая игра помогает соприкоснуться с теми частями себя, которые или не сознавались, или отвергались. Кроме того, участник может также отрепетировать новую роль, которая будет испробована вне ситуации консультирования. Репетиция усиливает веру в то, что новое поведение может быть успешным. Техника пустого стула может также использоваться, когда участник «раздираем» полярными частями его индивидуальности (собака сверху — собака снизу; пассивный — агрессивный). В этом случае консультант может предложить играть обе роли, садясь по очереди то на один, то на другой пустой стул и, таким образом, организуя устный диалог между этими двумя частями. Такой диалог позволяет вынести конфликт наружу, так чтобы индивидуум мог его рассмотреть и преодолеть.

Упражнение «Дублирование»[97]

Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, кото­рые протагонист затрудняется высказать. Двойник внимательно наблюдает невербальные проявления. Дублер вслух высказыва­ет свои догадки насчет того, что чувствует, о чем думает и что со­бирается сказать протагонисту. Тот, от чьего имени говорят, мо­жет изменить высказывания дублера, дополняя и уточняя их.

Двойник может играть и субличность.

Упражнение «Разыгрывание ролей»[98]

Участники группы по предложению психотерапевта по очере­ди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружа­ющих. Например, если участник, не замечая этого, излишне час­то извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодо­го человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него из­бавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с проти­воположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений.

Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5-10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечат­лениями.

Упражнение «Борьба противоположностей»[99]

Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому — Защищаю­щегося.

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискус­сию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым, авторитарным голосом. Защи­щающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняют­ся ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападаю­щего и чувство робости, унижения, незащищенности Защища­ющегося. Ведущий: «Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в ре­альной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской совместимости
В социологии и психологии принято разграничивать два способа включения личности в ту или иную социальную целостность – адаптацию и интеграцию. Поскольку семья как социальная общность обладает наибольшими возможностями для социализации личности, следует подчеркнуть важность разграничения интеграции как органического, предполагающий личны ...

Правильно питаемся
Основой успешного вынашивания ребенка считается правильное питание будущей мамы. Главные диетические требования к меню – полноценность и переносимость. Последнее связано с тем, что у многих беременных появляются своеобразные пищевые "странности". Большинство будущих мам начинают проявлять слабость к, мягко говоря, необычным га ...

Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение \ и творчество
Воображение – психич процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение - психич пр-с, выражающийся: 1) в построении образа средств и конеч рез-та предметной деят-ти субъекта; 2) в создании программы повед-я, когда проблемн ситу ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru