Использование заданий творческого характера на уроках математики
Страница 1

Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания на нахождение значений числовых выражений, т. е. решение примеров из учебников или записанных учителем на доске.

Опыт показывает, что урок математики очень оживляют учебные задания творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствующие реализации не только образовательных, но и развивающих целей.

Рассмотрим в связи с этим возможный фрагмент урока по закреплению внетабличного деления.

Учащимся для фронтальной работы предлагается составить и решить различные примеры на деление с делимым 72. Примеры записываются на доске в порядке возрастания делителя, вычислительные приемы комментируются.

Постепенно на доске появляется запись:

72:2=

72:3=

72:4=

Комментируя вычислительные приемы, учащиеся выделяют в делимом или наибольшее число десятков, кратных делителю, или число, при делении которого на делитель в частном получается 10.

Продолжая далее эту работу, не следует беспокоиться о том, что учащиеся будут называть делители, на которые 72 без остатка не делится. Более того, учитель сам может обратить их внимание на то, что почему-то не назван пример 72:5-Делается попытка произвести это деление. Называются слагаемые делимого 50 и 22. 50 делится на 5, 22 - не делится. Значит, не разделится и все число.

Здесь очень органично в связи с закреплением внетабличного деления реализуется подготовительная работа к делению с остатком, а также пропедевтика признаков делимости чисел.

Возможные вопросы в связи с этим : как, не производя деления, сразу определить, почему 72 не делится на 5? Какие числа, содержащие 7 десятков, разделятся на 5 без остатка?

Записывая под диктовку учащихся примеры 72:8, 72:9, учитель может спросить:

- А здесь, какими удобными слагаемы ми представим число 72? Этот "запутывающий" вопрос учителя рассчитан на осознанный выбор учащимися вычислительных приемов.

- Почему не назвали пример 72:10?

- Как, не производя деления, сразу определить, почему 72 не делится на 10? - Какое число, содержащее 7 десятков, разделится на 10? - Почему не назвали пример 72:11?

- Докажите, что 72 на 11 не делится.

Примерный ответ учащихся: "Подбираем число, которое при умножении на 11 даст 72. Пробуем 6. Взяли мало, так как при умножении 11 на 6 получается 66. Это меньше, чем 72. Пробуем 7. Взяли много, так как при умножении 11 на 7 получается 77. Это больше, чем 72. Значит, 72 на 11 не делится".

- Какое число, содержащее 7 десятков, разделилось бы на 11?

Далее учащиеся предлагают примеры:

72:12=

72:18=

72:24=

72:36=

Теперь возможна работа над этим учебным заданием, требующая использования приема классификации. Он в свою очередь предполагает использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез.

- Сравните все примеры. Чем они похожи?

- На какие две группы можно разбить эти примеры?

Основание для классификации не указывается. Однако, если учащиеся будут испытывать затруднение, можно обратить их внимание на делители (примеры с однозначными и двузначными делителями) или на частные (примеры с однозначными и двузначными частными).

Страницы: 1 2


Формирование самосознания
Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям. У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружаю ...

Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок. Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выде ...

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки. И. М. Сеченов.
Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и за ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru