Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Страница 4

Психология » Каждый учитель должен осознавать своё призвание » Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

И.С. Сергеев отмечает, что педагог в первую очередь, сам должен испытывать убеждение в своей личной профессиональной компетентности. Он должен быть уверен в своём успехе, оказывать положительное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулировать у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывать развивающее воздействие на их личность. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников.[32]

Однако, к сожалению, на практике в школах всё выглядит далеко не так идеально, как хотелось бы. Часто учителя оценивают ни знания учащихся, а само отношение педагога к ним, деля их на «хороших» и «плохих». Соответственно, «хорошим» даже при отрицательном результате будет предоставляться возможность исправить его, а «плохим» часто оценки занижаются. В таких случаях контроль над учебной деятельностью происходит при помощи личного отношения к обучаемым, что совершенно противоречит учитыванию личности каждого учащегося, губя его морально и соответственно негативно влияя на его уровень успеваемости.

Контроль не может привести к положительному результату ещё по причине личного состояния здоровья ребёнка. Учителя часто забывают о том, что у детей могут быть ослаблены органы зрения, слуха.

Л.Д. Столяренко считает, что необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является подход к тем органам чувственных сигналов, которые соответствуют особенностям восприятия.[33] Таким образом, педагогу необходимо полностью изучить каждого учащегося, в отдельности, для того, чтобы уметь управлять своим голосом, не читая тему монотонно или тихо, т.к. некоторые ученики не будут вовлечены в работу из-за возможного недостатка внимания или слуха. К частым ошибкам Л.Д. Столяренко относит неучёт зрения учащихся, находящихся в глубине кабинета при применении таблиц и схем. Психолог даёт нам описание экспериментов, результаты которых дают следующие выводы: «…Для учащихся, находящихся от доски на расстоянии в 3м, величина букв должна равняться 5 см, а при расстоянии 6-7м, буквы должны равняться 5см. Для установления размеров букв, можно измерить длину класса шагами и поделить это число шагов женщине на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шага.

Американские учёные определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит» 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и левый нижний (16%) углы.

Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (текст, расположенный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, цветового фона.

Наиболее удобочитаем чёрный шрифт на белом фоне, неудобочитаем жёлтый на белом фоне.

По мнению специалистов, к взаимодополняющим цветам относятся 3 пары: красный-зелёный, синий-оранжевый. Красные буквы выглядят более насыщенными на зелёном фоне, а зелёный на красном. Цветовой контраст усиливается, если очертить белым контуром.

Исследования показывают, что человек запоминает 15% информации, получаемой в речевой форме и 25% в зрительной, если же эти оба способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации…».[34]

Все эти исследования, приведённые Л.Д. Столяренко являются очень важными для педагогов. Они помогают учителям более интересно и более правильно подавать воспитуемым изучаемый материал. Данные приёмы можно использовать на уроках всех типов. Допустим, на уроке новых знаний учитель раздал учащимся карточки зелёного цвета, а буквы – красного. По приведённым данным Л.Д. Столяренко дети должны более эффективнее запоминать материал. Проверить эту эффективность можно при проведении самостоятельной работы или контрольной, раздавая такие же карточки с пропусками определённых названий или дат, относящихся к рассматриваемому материалу. Необходимо отметить, что при правильной организации контроля и проверки знаний, как считает И.П. Подласый, они способствуют:

Страницы: 1 2 3 4 5


Изменение в конструктной системе
Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имее ...

Сущность и типы конфликтов
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоре­чие. Буквально конфликт означает «столкновение». Обычно с кон­фликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, по­пытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматри­вается как явление негативное и нежелательное, которого следует избегать. Так считали представители ...

Мотивация как психологическая категория
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru