Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Страница 1

Психология » Каждый учитель должен осознавать своё призвание » Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

В данное время одним из принципов реализации образования является принцип гуманизации, заключающийся в том, что человек является наивысшей социальной ценностью и педагог обязан раскрыть его способности и удовлетворить различные его потребности, связанные с образованием, прививая любовь и уважение к изучаемому предмету.

Главными понятиями в личностном подходе, по мнению Л.Д. Столяренко является «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности подкреплением, поступающим из внешней среды, а врождённым стремлением человека к развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути.[24]

Личностно-деятельностный подход разработан на основе гуманистической теории, основатели которой были А. Маслоу, К. Роджерс, Франк, Колли Комб и др. Эта теория развивалась в 50-60-е гг. ХХ в. в США.

Очень важно учение Роджерса для педагогов. Именно его «концепция - я», по мнению самого Роджерса, является «значимым для человека учением». Карл Роджерс определял следующие условия, при которых поведение ученика может изменяться:

1. ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них;

2. педагог проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно;

3. педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, какой он есть;

4. педагог проявляет эмпатию к ученику;

5. педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, материалы;

6. педагог выступает в роли помощника и стимулятора учения, должен создать прсихологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.

Эта концепция, как и личностно-деятельностный подход в целом очень важна для методики преподавания.

Ранее, в условиях авторитарного воспитания объектом контроля и оценки был труд ученика, а в современных же школах анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Как учитель, так и ученики должны быть заинтересованы в общих успехах и ученику нужны больше данные не о результате, а о том, почему не достигнуты запланированные показатели. Простая оценка «хорошо» или «плохо», - как отмечает И.П. Подласый: «…ни о чём не говорит. «Плохо»- оно и есть плохо. А что и как нужно сделать, чтобы было хорошо, ответит диагностика. Ни контроль, ни оценка на эти вопросы не отвечают…»[25]

По мнению И.П. Подласого ребёнок не имеет права отвечать «не хочу» в контроле. Контроль просто не предусматривает этот вариант ответа, а вот диагностика считает его «весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже далее не тем, как бы ущемить ребёнка, а тем как найти способы вызвать желание и поставить его на место отрицания».[26] Т.е. контроль – не результат умственной деятельности, а лишь результат хорошей памяти. Задача диагностики состоит в том, как исправить, каким способом восполнить пробелы в интеллекте ребёнка.

Таким образом, диагностика охватывает более широкий смысл, чем традиционная поверка знаний и умений. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, прогнозирование результатов.

С.И. Денисенко отмечает, что в отечественной педагогике контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения состоит в том, чтобы выявить уровень освоения учащимися тех знаний, которые включены в соответствующий образовательный стандарт по данному предмету.

Страницы: 1 2 3 4 5


Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Какой метод был предложен Августином Аврелием в качестве основного средства познания души?
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значи ...

Понятие характера. Структура характера
Характер– индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в д ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru