Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Страница 2

Психология » Каждый учитель должен осознавать своё призвание » Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

В том и в другом случае не стоит вопрос об измерении некоторых других сторон личности, самой учебной деятельности, которые создаёт условия для успешного освоения знания. То есть в этом случае нет места диагностическому подходу, который бы не только фиксировал уровень подготовленности по предмету, но и определял причины затруднений, позволял оптимально выбрать «рецепт» устранения трудностей и недостатков. Практика показывает, что подход к контролю с позиций педагогической диагностики чаще всего используется в области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности. Таким образом, контроль обучения в отечественной педагогике понимается пока в узком плане и ведёт к ограничению методов контроля и проверки.

В зарубежной педагогике вместо термина «контроль» чаще используется термин «диагностика», т.е. процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знания, обученности учащихся, а также некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения. Как видим, в диагностику вкладывается более широкий смысл, чем в традиционную проверку знаний, навыков, умений. Следовательно, необходим вывод контроля на диагностический уровень, расширение его диапазонов.[27]

В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты зависят от точности диагностических выводов. Поэтому современный педагог должен настойчиво овладевать диагностическими методиками. Со временем, когда большинство учителей примет гуманистические идеи, школьная диагностика выполнит общие задачи накопления, систематизации информации о воспитании каждого ученика для создания наиболее благоприятных условий для развития его способностей, наклонностей и дарований, очень важных при изучении любой дисциплины. История в этом смысле – не исключение.

До сих пор, несмотря на все нововведения современной школы, проблем нерешённых, связанных с контролем, много. Одной из них является проблема авторитарного режима, т.к. в школах до сих пор ещё значительная часть учителей преклонного возраста, которые не хотят и не могут перейти на совместный труд учеников и педагога.

И.П. Подласый справедливо замечает, что до сих пор идут споры о смысле оценивания.[28]

Рассматривая личностно-деятельный подход, на наш взгляд, стоит обратиться в историю применения этого подхода, начиная со времён К.Д. Ушинского, который критиковал современные ему формы конотроля, характеризуя их недостатки. Он поддерживал прежде всего то, что существующие способы подавляют умственную деятельность учеников. Обычно, учитель спрашивает одного или нескольких учеников, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время в ожидании. Естественно, в такой обстанвке ученик не способен появлять любознательность и инициативу.

Попытки изменить подходы к школьному контролю ничего не дали, т.к. почти все нововведения группировались вокру одного вопроса – использовать ли в школах оценки или обходиться без них.

В мае 1918 г. постановлением Народного Комиссариата “Об измене оценок” вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более постые формы учёта и контролирования успеваемости. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учёта. В этих тетрадях - фамилии лучших и худших учеников на так называемых “Красных” и “Чёрных” досках. Однако обучение без оценок (и фактически без оценок) не могло дать результатов. Стало понятно, что “радостная перспектива приобретения знаний”, а также “заложенное самой природой стремление к знаниям” не является действенными стимулами в учебной деятельности школьников.[29]

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
Тимур. Этот испытуемый серьезно относится к выполнению каких-либо поручений. Он никогда не увлекается тем, что он делает. Свои проблемы и возникшие трудности Тимур не старается преодолеть в ближайшее время, а скорее откладывает их решение в «долгий ящик». Он уверен, что все то, что случается, способствует развитию опыта человека, неваж ...

История изучения эмоций
Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, ...

Закономерности развития мотивационной сферы личности
Основные закономерности развития мотивационной сферы человека состоят в следующем: 1. Взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов мотивационной сферы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, например, в соподчинении (иерархи ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru