Научные школы психологии в Украине

В Украине психология развивается как интегральная часть мировой психологической науки. На начало ХХ ст. сформировались научные школы: Киевская (Г.И.Челпанов, И.А.Сикорский, С.А.Ананьин), Одесская (И.М.Сеченов, И.И.Мечников, М.М.Ланге, С.Л.Рубинштейн). Одним из важнейших центров развития экспериментальной психологии в 20-30 годах ХХ век был Харьков. История развития медицинской психологии также связана с такими известными учеными, как А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, О.В.Запорожец, А.Я.Анфимов, К.К.Платонов, О.М.Леонтьев, В.П.Протопопов, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.

Так, Александр Романович Лурия был основоположником нейропсихологии в СССР, его исследования были посвящены проблемам локализации высших психических функций и их нарушений при повреждениях головного мозга. Лев Семенович Выготский занимался проблемами развития психических функций, разработал понятие о «психологических системах», которые подразумевали функциональные связи между различными психическими функциями, предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единицах головного мозга. Работы Л.С.Выготского обогатили психиатрию, дефектологию, другие науки о человеке. Николай Алексеевич Бернштейн разработал методы исследования – кимоциклографию и циклограмметрию, с помощью которых были изучены движения человека в норме и у больных с патологией нервной системы, при пользовании протезами конечностей. Полученные им результаты позволили уточнить представление о локализации функций в нервной системе, предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций. Петр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем, которая является одной из важнейших в психофизиологии. Блюма Вульфовна Зейгарник стояла у истоков формирования патопсихологии, занималась разработкой культурно-исторической теории применительно к исследованию проблем патологии различных психических процессов. Леонид Фокич Бурлачук занимался вопросами методологии психологических исследований, принципов психодиагностики, понятием об уровнях психического здоровья. Вадим Моисеевич Блейхер уделял большое внимание разработке принципов патопсихологической диагностике при различных психических заболеваниях.


Что помогает человеку извлекать актуальный опыт?
Внимание-это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение. А под сосредоточением –углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет ...

Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося. В н ...

Самосознание, его структура и развитие
Самосознание - один из основных структурных компонентов личности. В отечественной психологической литературе Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин В зарубежной Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В. Франкл и многие другие выда ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru