Поведение как предмет психологического изучения. И.М.Сеченов как основоположник науки о поведении. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Поведение как предмет психологического изучения. И.М.Сеченов как основоположник науки о поведении. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения

Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны). Основная единица поведения: связь стимула и ответа обоих форм поведения. Его основная идея – раздражители внешней среды – это основные детерминирующие факторы поведения. Торндайк: формулирует законы научения. www.geoknow.ru

1) закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется;

2) закон эффекта – роль награды и наказания;

3) закон готовности – готовность физиологического субстрата проводить импульсы. Скиннер: теория оперантного обучения. Основная ед-ца поведения – условный рефлекс. Ввел понятие "подкрепление" – необходимое следствие действия живого существа. Добывание подкрепления самим организмом и самоподкрепление своего поведения – ведущая форма отношений организма и среды. Сконструировал "ящик Скиннера" (нажимаешь на рычаг – пища). И.М. Сеченов

– основатель науки о поведении. Все признавали, что рефлекс состоит из трех звеньев: 1) внешний толчок; 2) раздражение центростремительного нерва; 3) центробежный нерв к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья (и добавил четвертый): 1) Принцип "начало согласования движения с чувствованием сигналом". Т.е. организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Здесь впервые выступает идея неразлучной связи организма со средой. Движение совершается только потому, что сообразуется с условиями внешней среды благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия и различения этих сигналов. 2) Мышца также служит органом познания. Ее нервные окончания сигнализируют о внешних пространственно-временных условиях, в которых совершается действие. 3) Рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Познавательные эффекты работы мышцы передаются обратно в гол. мозг и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. 4) Создал проект новой объективной y. 5) Открыл центральное торможение. До него оперировали только возбуждением. Его открытие, что организм может не только вызывать ответные действия, но и задерживать их легло в основу для объяснения того, как формируется волевая личность. 6)Ввел понятие интериоризация. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались лишними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она несет в качестве движения познавательную нагрузку) уходит внутрь, превращается в мысль. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее называется интериоризацией. Стратегии поведения по преодолению трудностей

. Техники преодоления трудностей: 1) идущее вниз сравнение 2) идущее вверх сравнение; 3) ролевое поведение (Зайгарник) – влияние роли на личность, как бы ч-к не отождествлял себя с ролью, она его изменяет; 4) техника отрицания – прием самосохранения. Отключение эмоций, хотя разум понимает случившееся. Отрицание – как психологич. барьер на пути проникновения трагедии во внутр. мир ч-ка. Сущ-ют самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания). Соответственно 2 типа личности: экстерналы и интерналы.Олпорт

: стиль - инструментальные черты личности, способы и средства поведения, с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Стиль - соотнесение образов и форм реагирования. Адлер

- стиль – совокупность особенностей поведения человека. Береговой

Г.Т.: стили поведения на примере операторов в экстремальных условиях деятельности. 1) Капитулятивный стиль. Если в экстремальных условиях цель деятельности не насыщенна побудительным смыслом, следует отказ от деятельности. 2)Волевой стиль. Характеризуется: развитым чувством долга, чувством ответственности, обязательностью и дисциплинированностью, бескомпромиссным отношением к себе и другим, желанием во всём и всегда быть результативным, причём максимально. 3) Рефлексивный стиль: способность управлять мотивационной сферой посредством переживания, направленного на гармонизацию мотивационной сферы, устранением в ней конфликтов, путём целенаправленной перестройки значимых смыслов. Этот стиль приемлем для лиц, обладающих способностью к рефлексии. 4) Конструктивный стиль: активное конструирование микросоциальных отношений, поиск союзников в достижении значимой цели, владеет в определенной степени рефлексией, широкий набор одобряемых обществом форм поведения (искусство общения, навыки установления делового контакта, очень быстро располагают к себе окружающих, умеют вызывать чувство доверия, симпатии к себе). 2) и 3) – это интропсихически

Страницы: 1 2


Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливае ...

Характеристика детей из неполных семей
Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней «кризисную ситуацию», с серьезными нарушениями как в микро -, так и в макросоциуме. Состояние дезадаптированности, в первую очередь, выражается в неспособности личности осознать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личност ...

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru