Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Страница 1

Психология » История психологии как наука » Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

Общеизвестна роль истории психологии для развития психологической теории.

Изучение истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории науки не может быть создана какая-либо строгая научная теория. В определенном отношении всякая современная теория науки есть свернутая и обобщенная ее история. В то же время теория психологии является необходимым условием для более правильного освещения и осознания прошлого. Без теории история слепа. Не обращаясь к истории, трудно осмыслить не только систему современных идей и категорий психологии, но и состояние ее операционально-методического аппарата. Изучение достижений предшественников, обращение к прошлому опыту входит необходимой составной частью в разработку любой программы исследования, в определение его стратегии и методических средств.

История психологии является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчета при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии. В этом можно усматривать аксиологическую функцию истории психологии.

История психологии является памятью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Она является вектором, указывающим откуда мы идем, где мы находимся сейчас и куда мы можем прийти. Речь идет о прогностическом значении истории психологии, которое состоит в том, что она устанавливает связь времен, позволяет на основе прошлого через настоящее посмотреть в будущее психологии.

Своей прогностической функцией история психологии одновременно реализует и функцию социальную, поскольку построение прогнозов относительно возможных перспектив научного развития психологии имеет принципиальное значение для определения ее места и роли в разработке и осуществлении планов социального развития общества, в управлении производством и педагогическими системами, в охране психического здоровья людей.

Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение истории психологии. Изучение ее не только знакомит человека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор. Знание истории психологии способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему. Именно в этом смысле история психологии выполняет свое мировоззренческое и воспитательное назначение.

История психологии имеет определенное значение в учебном и дидактическом отношении, потому что различные подходы историко-психологического анализа могут выступать как способы композиции и развертки логической структуры данного учебного предмета, помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессе обучения, в единую, логически стройную систему.

Подводя промежуточный итог выше изложенному, дадим краткую характеристику значения истории психологии. Необходимо подчеркнуть, что характер, направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического знания, определяются в первую очередь научными приемами или способами ретроспективной развертки исторического становления психологии и теми исходными философскими принципами, с позиций которых осуществляется описание, интерпретация и оценка исторических событий в развитии науки.

Если, например, иметь в виду прогнозирующую функцию историко-психологических исследований, то она не может быть в полной мере реализована без отражения каких-то общих тенденций в развитии психологии, выявление которых, в свою очередь, предполагает построение и формирование исходной гипотетической концепции или теоретической модели исторического пути, пройденного психологической наукой.

Возвращаясь к положению о том, что основное назначение историко-психологических исследований заключается в том, чтобы через анализ прошлого, в психологии правильно определить современное ее состояние. И соответственно прогнозировать ее будущее, важно отметить, что раскрытие исторической связи времен - прошлого, настоящего и будущего психологии - совершенно невозможно без выявления общих особенностей и тенденций в развитии психологической мысли. Вот почему выявление общей линии становления психологической науки в ее большой исторической перспективе выступает в качестве одной из наиболее первостепенных задач современной психологической историографии. Необходимость подобных исследований специально подчеркивается многими отечественными психологами.

Стремление раскрыть единую логику формирования научных знаний в области психологии представляет собой довольно новое направление, которое предполагает и совершенно иные подходы и способ построения, изложения и интерпретации истории психологии по сравнению с традиционными формами историко-психологического анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5


Воображение
С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речево ...

Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромен ли человек и ...

Теоретические подходы к проблеме связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы. Феномен самоотношения: понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе. К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «об ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru