Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Страница 3

Психология » История психологии как наука » Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

В отечественной психологии в последние годы наметился иной, а именно, категориальный подход в освещении истории психологии, который предложен М.Г. Ярошевским. По его мнению, общая картина движения психологической мысли может быть построена в том случае, если в потоке исторических событий будут найдены такие компоненты, которые были бы инвариантны по отношению к прошлому, настоящему и будущему, и в то же время позволяли раскрывать своеобразие их конкретного содержания в различные исторические периоды. Для поиска таких инвариант автор обращается к предмету психологии и полагает, что "инвариантное ядро психологии" составляют категории, принципы и проблемы психологии. Именно категории, принципы и проблемы, сочетающие в себе единство устойчивого и изменчивого, инвариантного и вариативного, составляют ту "систему координат", которая позволяет рассмотреть эволюцию психологии в ее широкой исторической перспективе. В этом смысле предмет истории психологии выступает как раскрытие процесса становления категориального строя психологии, его исторической феноменологии. www.titaniumbank.ru

Нельзя не признать плодотворности категориального подхода, выдвинутого М.Г. Ярошевским. Вместе с тем он, как впрочем и другие приемы, взятые в отдельности, не исчерпывает всего многообразия истории психологии и в известной степени схематизирует ее.

Наряду с приведенными способами освещения всемирной истории психологии могут использоваться и другие подходы. Одним из них является рассмотрение истории психологии по школам и направлениям. Этот способ очень близок категориальному подходу, поскольку каждое из научных течений было связано с разработкой какого-либо одного или двух из известных в наше время принципов, проблем и категорий психологии. Эти различные течения (бихевиоризм, фрейдизм, гештальт-психология и др.) ставили акценты на разных сторонах психики, разрабатывали разные понятия, которые дополняли друг друга, составляя, в конечном итоге, ту инвариантную основу, которой и является категориальный строй психологии.

Другим возможным способом является тот, при котором история психологической науки изображается по странам. При таком географическом подходе удается раскрыть историческую взаимосвязь психологических знаний, развиваемых в различных странах мира и выступающих как ветви гигантского дерева, отличающиеся формой, величиной и направлением, но имеющие общий корень.

Возможен и так называемый отраслевой подход, когда история психологии показывается как процесс возникновения и развития различных специальных и прикладных областей психологии. Этот принцип дает возможность зримо увидеть как складывалась система психологической науки, какова ее современная структура и каковы перспективы дальнейшей дифференциации и интеграции психологических знаний, а также реальные и возможные междисциплинарные связи психологии.

На наш взгляд более желательным является путь многомерного описания истории психологии, предполагающий разнообразие способов ее развертывания. И хотя этот путь весьма сложен, он, тем не менее, является наиболее целесообразным и перспективным, имея в виду задачи построения общей картины и выявления ведущих тенденций развития психологической науки как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.

Особое значение в отражении общей линии развития психологии имеет периодизация. Основное назначение ее состоит в том, чтобы выделить в едином процессе развития психологической науки те коренные изменения и поворотные моменты, которые имели место в ее истории, а также обобщить все многообразие исторических фактов, характеризующих процесс развития психологии в общей исторической перспективе.

Как уже упоминалось, движение и развитие психологической мысли (Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. Сартр Ж. - П. ) определялось прежде всего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику психологической проблематики на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Именно поэтому смена экономических формаций является исходным основанием для самой общей периодизации истории психологии.

Вместе с тем следует иметь в виду, что психология, как и другие конкретные науки, испытывала влияние социально-экономических перемен не всегда прямо, а опосредовано, через призму большого ряда других факторов, таких как идеология, политика, право, мораль, религия, состояние и уровень развития смежных с психологией наук, а также собственного опыта и логики развития психологии. Слияние всех названных факторов "индивидуализировало" исторический путь психологии, определяло внутренние тенденции ее развития и научные достижения в различные исторические периоды. В этой связи возникает необходимость в построении собственной периодизации истории психологии, которая отражала бы внутреннюю логику изменений научных знаний о психике и позволяла бы упорядочить исторический материал.

Страницы: 1 2 3 4 5


Перечислите наиболее характерные социальные условия жизни современных старшеклассников и студентов
Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшек ...

Понятие, структура и содержание сознания
Сознание– функция головного мозга, сущность которой заключается: 1 сущность – в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную и ...

Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга
На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б». На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А». После проведенного ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru