Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Страница 2

Психология » История психологии как наука » Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

Проведенный М.Г. Ярошевским обзор современных подходов в области истории психологии показывает, что одним из наиболее устоявшихся способов историко-психологического описания является воссоздание истории посредством характеристики научной деятельности и вклада отдельных мыслителей прошлого. Этот подход получил распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Следует иметь в виду, что за этим принципом историко-психологического анализа могут стоять разные философско-методологические установки, различающие советских и буржуазных исследователей. Напомним, что многие из буржуазных психологов, придерживающихся концепции "великих личностей", рассматривают развитие психологических идей исключительно как результат одаренности выдающихся людей, без учета влияния конкретно-исторических и социально-экономических факторов.

"Персонифицированному" принципу построения историографических исследований противостоит другой подход, названный концепцией "контекста", при котором явно проступает обратная тенденция, т.е. стремление "деперсонифицировать" историю психологии. Сторонники этой точки зрения все научные открытия и достижения пытаются представить как неизбежные стихийные результаты, обусловленные самим ходом истории, сложившимися социальными и культурными условиями. Существенным недостатком деперсонифицированного подхода является то, что он оставляет в стороне вопрос о преемственности сменяющих друг друга научных теорий, направлений и школ, недооценивает значение прошлых знаний в возникновении новых.

В решении проблемы, связанной с соотнесением старого и нового, прошлого и настоящего в развитии науки, также возможны две противоположные тенденции, названные условно "презентизмом" и "антикваризмом". Сторонники презентизма склонны оценивать прошлые психологические системы только с точки зрения современного состояния науки. В этом случае положительными и научными считались только те теоретические представления, выдвинутые в прошлом, которые согласуются с современными взглядами в области психологии. Так, в нашей стране в 50-е гг. К.Л. Быков - один из ведущих советских физиологов - неоправданно пытался оценивать всю психологию допавловского периода как ненаучную, идеалистическую и богословскую. В современных условиях, в связи с быстрым старением знаний презентизм все менее становится работающим принципом в историографических исследованиях.

В еще большей степени непригодным для современного историко-психологического анализа является антикваризм - подход, при котором разрывается живая связь эпох. Сторонники антикваризма фиксируют свое внимание на каком-либо конкретном промежутке или периоде времени развития науки, рассматривают его в отрыве от предыдущих и последующих этапов становления научного знания и тем самым описывают состояние научных знаний в системе тех понятий, которые свойственны только анализируемой эпохе. В данном случае знания каждого отдельного периода оказываются, подобно монадам Г. Лейбница, замкнутыми в самих себе. Такое рассечение истории делает невозможным поиск и установление общей линии развития психологической мысли.

Недостатки упомянутых подходов частично преодолевались другими приемами описаний, для которых характерна попытка изображения общей линии развития психологии через противопоставление двух каких-либо полярных точек зрения в трактовке психических явлений. Такой способ рассмотрения истории психологии получил название "принцип контрастирующих пар".

Для зарубежных историографов типично противопоставление рационалистического и эмпирического направлений в истории психологии, например, в работах М. Дессуара, Э. Боринга и других. Некоторые психологи пытаются раскрыть общие тенденции через сопоставление полярных точек зрения по собственно психологическим принципам, изображая историю психологии, например, как историю конфронтации целостного и элементалистского подходов или структурного и функционального и т.п. В большинстве историографических исследований исторический анализ проводится по одной или двум контрастирующим парам. В работе же Р. Уотсона (R. Watson) таких полярных диад вводится восемнадцать.

Принцип контрастирующих пар, развиваемый в зарубежной психологии, хотя, в известной степени, и способствует упорядочению исторического материала и построению обобщенного взгляда на историю психологии, однако является излишне формализованным, поскольку эти диады, по верной оценке М.Г. Ярошевского, рассматриваются как "исторические по своему содержанию и внеположные предметному развитию психологии". А историческими они являются потому, что всех представителей этого подхода объединяет так называемый интернализм. т.е. такая точка зрения, согласно которой история науки целиком исчерпывается ее интеллектуальной историей, собственным движением идей, безотносительно к социальным детерминантам развития научных знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5


Игровой мир
Прежде чем описывать особенности психики игрока, ставшие заметными благодаря Игровым Мирам, стоит уточнить смысл основных используемых понятий. Их два: «сознание» и «бессознательное». Сложно сказать, что такое сознание: сейчас у психологии нет точных критериев. Достоверно известно лишь то, что оно частично утрачивается во сне и полность ...

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше время подавляющее большинств ...

Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга
На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б». На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А». После проведенного ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru