Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды
Страница 1

Психология » Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка » Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды

Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217].

В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность, где внешнее положение по отношению к субъекту означает: воспринимаемую в пространственном отношении - внеположенность ему; во временном отношении - предшествование действию субъекта; в функциональном отношении - независимость от него соответственных условий в момент действия. В данном источнике к элементам ситуации составитель относит и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обуславливают его последующее поведение; а полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные [52, с.218].

В словаре иностранных слов понятие ситуация рассматривается как положение, обстановка, совокупность обстоятельств [59, с.201]. У.Томас и Ф.Знанецкий понятие ситуации определяют как набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе активности и в соответствие с которыми эта активность планируется и ее результаты оцениваются. Причем, по их мнению, каждая конкретная активность представляет собой решение ситуации. Авторы выделяют три типа данных, которые содержит ситуация:

1. Объективные условия, в которых действуют индивид или общество. Эти условия представляют собой совокупность ценностей - экономических, социальных, религиозных, интеллектуальных и других, - которые в данный момент прямо или косвенно влияют на состояние познания индивида или группы.

2. Существующие у индивида или группы установки, которые в данный момент оказывают реальное влияние на поведение.

3. Определение ситуации, представляющее собой более или менее ясную концепцию условий и осознание установок [59, с.129].

Курт Левин считает, что понятие «ситуация» обычно используется для обозначения среды [59, с.215].

Ситуация должна рассматриваться, как предполагает Б.Ф. Ломов, соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, и с самой его деятельностью. Б.Ф. Ломов утверждает, что ситуация, в которой осуществляется поведение, не сохраняется в неизменном виде, а, напротив, изменяется под влиянием поведения (деятельности), благодаря чему возникают новые воздействия на субъекта [цит. по 54, с.96]. По мнению Г.М.Андреевой, каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено [4, с.246].

На протяжении всего жизненного пути человеку свойственно пребывать в определенной жизненной ситуации, решать соответствующие проблемы. Весьма активно в психологических работах, по мнению А.В.Филиппова и С.В.Ковалева, используется понятие «проблемная ситуация», в которой подчеркивается момент определенной новизны для субъекта некоторых аспектов бытия внешних условий, обстоятельств, которые должен открыть для себя человек [59, с.212] или «кризисная ситуация».

Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги [38, с. 26]. В народе, пишет А.А.Осипова, кризисом считается негативная информация о каком-либо событии, конфликте, положении, несчастном случае и т.п.

В.Г.Ромек с соавторами определяют кризисную ситуацию как ситуацию эмоционального и интеллектуального стресса, требующую значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени [47, с.116]. По мнению авторов, человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

В современно литературе выделяют следующие типы кризисов [38, с.95]:

♦ Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель человека и т.п.

♦ Возникающий кризис – он дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.

♦ Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке.

Страницы: 1 2 3


Психоаналитический подход к организации обучения и воспитания
Теоретические основания: представ-ния Фрейда о лич-сти и её структуре, о специф-их стадиях разв-ия (Стадии: оральная (до 18мес.), анальная (1,5-3г.), фаллическая (3-6), латентная (6-12), генитальная). Большое внимание удил-ся детству, когда заклад-ся психич-ая констит-ция лич-сти, её стру-ра. Орг обучения: 1.т.к. п/а делает акцент на сф ...

Шкалы MBTI (типологические индикаторы)
Согласно Юнгу, каждый человек очень рано проявляет свои предрасположения. И чем больше он их сознательно или бессознательно в себе культивирует, тем больше он им доверяет и на них опирается. Вместе с тем, временами могут проявляться качества, не свойственные данному человеку. С возрастом поведение людей становится все более сложным и не ...

Речь. Функции речи
В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей. Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлени ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru