Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды
Страница 2

Психология » Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка » Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды

Надо отметить, что теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя [45, с.9]. Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К.Роджерса и теорию ролей. Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

- она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам;

- теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности [26, с.89].

Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие как: смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [26, с.102]:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Автор считает, что кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Ф.Е.Василюк выделяет два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода, считает автор, может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я [11, с.31].

Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него - это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь на данном отрезке времени как бы со стороны, то есть привычная жизнь представляется перед ним под иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств.

В.Г.Ромек и В.А.Конторович называют основные направления, которые человек использует для выхода из кризиса:

I. Человек не намерен мириться со сложившейся ситуацией и тогда наблюдается:

1) разрушение - неудовлетворённость, подталкивает человека избегать кризисной ситуации, через разрушение сложившихся условий. Человек полагается на то, что, поменяв жизненные обстоятельства, он тем самым выйдет из кризиса и перед ним откроются новые возможности, которые в дальнейшем дадут ему желаемое удовлетворение.

2) завершение - понимание, что кризисная ситуация указывает на то, что привычная и устоявшаяся жизненная обстановка исчерпала себя, происходит окончание одного из жизненных этапов, и не следует зацикливаться на достигнутом, а необходимо подвести итоги, что-то довести или доделать до конца, прежде чем перейти к началу нового этапа.

По мнению авторов, оба варианта имеют одно направление - поиск новых возможностей, но причины, побуждающие к действию различны.

II. Человек через размышление рассматривает создавшуюся кризисную ситуацию, где преобладает желание сохранить имеющееся жизненные обстоятельства, и тогда наблюдается:

1) сохранение - человек делает для себя какие-то выводы, которые помогают ему принять данную жизненную ситуацию и найти приемлемые варианты выхода из кризиса для поддержания и дальнейшего развития имеющегося.

2) удержание - страх потери и перемен заставляет человека любой ценой сохранить те жизненные условия, к которым он привык.

В этом направлении, указывают авторы, человека побуждают к действию различные мотивации, ими он руководствуется и применяет противоположные методы для достижения своей цели.

III. Человек подстраивается под сложившиеся обстоятельства, в этом случае наблюдается:

1) изменение - человек, принимает сложившуюся обстановку, чтобы оценить кризисную ситуацию и найти оптимальное решение для выхода из неё, он действует как стратег, который выжидает и планирует, чтобы использовать обстоятельства.

Страницы: 1 2 3


Современная классификация стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский[24]. Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и ...

Специфика профессиональной деятельности сотрудников охранно-конвойной службы
Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является содержание, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Этим занимается охранно-конвойная служба (ОКС). Охрана подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении их надежной изоляции, постоянного надзора за ними с целью исключить ...

Мыслительные операции
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения. Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несуществен ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru