Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте. Общее понятие о личности

Психология » Психология развития личности в младшем школьном возрасте » Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте. Общее понятие о личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.[1]

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью.[2]

Личность – это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны:

включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения.[3]

Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других – эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.

Исходя из этого, можно

говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется

мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми.

Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью – значит стремиться к социально значимой деятельности.

Личность характеризуется также

устойчивостью,т.е. постоянством моральной основы, ориентирующей поведение человека.

Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением.

[4]


Метод клинической беседы, (интервью)
Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и стру ...

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп
Проблема группы как важнейшей формы объединения людей в процессе совместной деятельности – одна из центральных в социальной психологии. Группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента ее возникновения самостоятельное целостное явление, со своими характеристиками, не сводимыми к индивидуальны ...

Глоссарий
№ Новое понятие Содержание 1 Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения, характеризуется обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта 2 Влечение ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru