Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства. Гендерная психология лидерства
Страница 1

Психология » Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп » Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства. Гендерная психология лидерства

До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендерная психология лидерства.

Прежде всего, нам необходимо задаться вопросом: «С каким полом связывается роль лидера?». Т.В. Бендас указывает на то, что «самый обобщенный стереотип, связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина (на работе, в семье); ему приписываются такие лидерские качества, как независимость от внешнего влияния, организаторские способности; женщины не должны назначаться на руководящие должности, по крайней мере, высшего уровня» [5, 157]. Г.Г. Горчакова конкретизирует мифы о женской деловой и профессиональной несостоятельности, несовместимости женственности с карьерным продвижением существуют и в современном обществе:

- истинная женщина не стремится к карьере;

- женщина не так умна;

- женщинам проще делать карьеру (в силу эффекта оказываемого на мужчин);

- карьера - это удел одиноких женщин;

- у бизнеса не женское лицо;

- женщины недостаточно честолюбивы;

- делая карьеру, она теряет женственность;

- женщины не хотят делать карьеру (в силу известных предубеждений);

- женщины слишком зависимы;

- семья и карьера несовместимы;

- ищите женщину в искусстве (наибольшее количество талантливых женщин сегодня в области искусства, поскольку здесь легче проявит природную одаренность);

- достижения женщин обратно пропорциональны их красоте (по К.В. Сельченок) [9, 63-70].

Как отмечает Е.П. Ильин, негативное отношение к женскому лидерству традиционно проявляли сторонники фрейдизма. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление неполноценности женщины, завидующей мужчинам.

Приверженцы фрейдизма показали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей (по Р. Кэнтер):

1) «матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

2) «соблазнительницы» для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин;

3) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу;

4) «железной леди», обладающей неженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всего изолированными от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста. Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера [10; 215]. Группа ученых под руководством Э.С. Чугуновой исследовала личностные характеристики инженеров (среди которых были и руководители) разного пола и установила различие личностных структур мужчин и женщин. Для мужчин были характерны:

а) высокая творческая продуктивность и экономическая эффективность;

б) профессиональная доминантность и высокая самооценка;

в) мотивация, связанная с чувством долга и ориентацией на дело, самостоятельный выбор профессии.

Для женщин были характерны иные факторы:

а) удовлетворенность служебным положением и работой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями;

б) мотивация на взаимоотношения, выбор профессии под влиянием окружающих; в) высокий технический интеллект. С этими глобальными факторами были связаны другие характеристики, которые определяли своеобразие личностных портретов мужчин и женщин.

В исследовании Т.В. Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разного уровня организованности.

Для мужчин-лидеров были характерны:

а) в высокоорганизованных группах – эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в области взаимоотношений;

б) в низкоорганизованных – малая экспрессивность и низкая успеваемость;

в) в среднеорганизованных – высокая успеваемость и низкий уровень притязаний в области взаимоотношений.

Женщинам-лидерам были свойственны:

а) в высокоорганизованных группах – ригидность общения, конформность, низкий самоконтроль;

б) в низкоорганизованных – спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязаний на лидерство и статуса в официальной структуре группы;

Страницы: 1 2


Миф четвертый
Необходима серьезная подготовка Вопрос решается индивидуально: кому-то необходимо посещение соответствующих курсов для будущих родителей, а кто-то обходится лишь просмотром видеокассет на эту тему, книгами. У пап, серьезно готовящихся к грядущему пополнению, может просто не найтись времени на посещение семейных занятий, к тому же наход ...

Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте. Общее понятие о личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приоб ...

Какие основные методы применяются в психологии
Наблюдение, эксперимент, метод обобщения независимых характеристик, опросы и тесты. Наблюдение-с помощью него изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным. Включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, н ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru