Какие античные философы занимались психологией?

Психология » Основные понятия психологии » Какие античные философы занимались психологией?

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит.

Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н.э.) подошел к понятию движущей причины. Источника действия. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) предполагает наличие отдельной субстанции-нус-материи. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анасгор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело ( человек обладает руками)

Самая первая развернутая философская концепция о душе принадлежит Герактиту Эффесскому (544-483 до н.э.) Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий принцип. Гераклит делит души людей на две категории-«влажные» и «сухие». Души»влажные»-несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши-дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерменизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н.э) Утверждал, что все в мире состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Все качественные. Чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)- греческий врач. Философ сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное вспоследствии учение о темпераментах Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло сангвиника, желтой желчи-холерика, черной желчи-меланхолика, а флегмы –флегматика. Считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399гг до н.э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Платон (428-348 гг. до н.э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. Феномен, описанный Платоном, известен современно психологии как внутренняя речь, а процессе ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».

Аристотель (384-322 гг до н.э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы- стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зекон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики. Среди которых Марк Аврелий (121-180). Философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия и душевной невозмутимости.


Понятие возраста и кризиса в развитии человека
Кризисы с внешней стороны характеризуются чертами, которые противоположны устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (месяц, год) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Особенности кризисов: 1. Границы, отделяющие начало и ...

Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Название процесса Определение процесса Функции процесса Виды процесса (классификации) Свойства (качества, характеристики) процесса Примеча ния Ощущение Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы 1. ...

Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиций личности
Узнадзе: связан с разработками теории поведения. Его теория объясняет психологический механизм целесообразного поведения – установка. Поведение – процесс с очень сложной динамикой Þ установка – образование динамическое. Проблемы регуляции обычно связаны с проблемами мотивации. Процесс мотивации – это процесс регуляции поведения. У ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru