Какие античные философы занимались психологией?

Психология » Основные понятия психологии » Какие античные философы занимались психологией?

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит.

Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н.э.) подошел к понятию движущей причины. Источника действия. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) предполагает наличие отдельной субстанции-нус-материи. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анасгор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело ( человек обладает руками)

Самая первая развернутая философская концепция о душе принадлежит Герактиту Эффесскому (544-483 до н.э.) Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий принцип. Гераклит делит души людей на две категории-«влажные» и «сухие». Души»влажные»-несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши-дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерменизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н.э) Утверждал, что все в мире состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Все качественные. Чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)- греческий врач. Философ сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное вспоследствии учение о темпераментах Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло сангвиника, желтой желчи-холерика, черной желчи-меланхолика, а флегмы –флегматика. Считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399гг до н.э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Платон (428-348 гг. до н.э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. Феномен, описанный Платоном, известен современно психологии как внутренняя речь, а процессе ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».

Аристотель (384-322 гг до н.э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы- стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зекон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики. Среди которых Марк Аврелий (121-180). Философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия и душевной невозмутимости.


Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта профессиональной деятельности
Выход российского общества из кризиса невозможен без преодоления разорванности индивидуального, личностного и субъектно-деятельностного развития. Процесс персонализации или создание социально-психологического образа, имиджа, свойственного культуре и традициям нашего общества, способствует достижению высших уровней профессионализма субъе ...

Рекомендации по производству обыска
В ходе подготовки к производству обыска необходимо, прежде всего, определиться с перечнем и свойствами тех предметов, которые являются целью производства следственного действия. Обыск производится не с целью провести следственное действие, а с целью найти конкретные предметы. В зависимости от свойств того или иного объекта следователь г ...

Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru