Основные течения социальной психологии
Страница 8

Психология » Основные течения социальной психологии

Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на основании своей точки зрения, определенного видения и понимания событий. Соответственно, обладая знаниями о когнитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.

социальная психология когнитивный бихевиоральный

К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский вариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж.Г. Мид (1863-1931).

Наиболее четко положения данного направления изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987): человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих символов.

Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики, то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.

В рамках данного направления также изучались проблемы референтных групп, структура и динамика формирования личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная единица, проявление которой можно наблюдать в импульсивном поведении, и как зависимый социальный элемент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих.

Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не подчиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, прежде всего, в социологию - науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Суицидальная мотивация
Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы. Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающимися на личность событиями являются потеря бл ...

Теоретическое обоснование применения компьютерных игр в психологии в качестве диагностического инструментария
Подход к исследованию личности, который мы хотим предложить, на наш взгляд позволит сохранить уникальные возможности проективного метода и в то же время претендовать на объективность эксперимента. В данном случае для исследования психологических особенностей личности мы предлагаем использование компьютерных игр, включающих в себя психол ...

Оптимизация деятельности учащихся в организации контроля над учебной деятельностью. Реализация контроля над учебно-педагогической деятельностью
Уже идёт шестой год с того момента как школы нашего государства перешли 12-ти балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Испытав на себе это реформирование, можем сказать, что переход с 5-ти балльной на 12-ти балльную систему был достаточно тяжел как для учащихся, так и для учителей. И те и другие продолжают до сих п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru