Основные течения социальной психологии
Страница 8

Психология » Основные течения социальной психологии

Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на основании своей точки зрения, определенного видения и понимания событий. Соответственно, обладая знаниями о когнитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.

социальная психология когнитивный бихевиоральный

К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский вариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж.Г. Мид (1863-1931).

Наиболее четко положения данного направления изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987): человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих символов.

Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики, то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.

В рамках данного направления также изучались проблемы референтных групп, структура и динамика формирования личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная единица, проявление которой можно наблюдать в импульсивном поведении, и как зависимый социальный элемент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих.

Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не подчиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, прежде всего, в социологию - науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Понятие самосознания. Структура самосознания
Самосознание– потребность осознать себя как личность, возникновение интереса к своей внутренней жизни, к качествам собственно личности, потребность в самооценке, это процесс развития сознательной личности, это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, осознание себя как особой и един ...

Личностное развитие в юношей и девушек в возрасте 14-15 лет. Биологические и психологические особенности развития
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью.1 Биологически – это период завершения ф ...

Психодиагностические методы: характеристика и классификация
Психодиагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которых базируется валидность данного класса методик. Методика – конкретная частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психичес ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru