Основные течения социальной психологии
Страница 7

Психология » Основные течения социальной психологии

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда - К. Юнга и А. Адлера.

Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы поведения, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

Вопрос об источниках социальной активности человека рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности - потребности роста - заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.

Итак, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к снятию напряжения, с другой - к его повышению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая постоянно что-то получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, то есть нацелена на окружающий мир. Она функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации, на одних она действительно стремится к разрядке напряжения, а на других - наоборот. Диалектическое единство данных тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение ее баланса обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанных склонностей. Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукции напряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью и чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.

В настоящее время большое распространение в социальной психологии получают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.). В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм подчеркивает значение "менталистских" образований в объяснении социального поведения человека, делая акцент на процессе дознания мира посредством психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), на развитии интеллектуальных функций, изменении системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи и менталитет играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа, когнитивная психология в основном занимается сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают, что людям свойственно развивать упорядоченный взгляд на мир, структурировать его. Если возникает диссонанс между знаниями, убеждениями и тем, что происходит в реальности, то человек стремится разрешить это противоречие посредством субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников. Констатирующий эксперимент
Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого. Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматическ ...

Когнитивные изменения в отрочестве и юношестве
На протяжении отрочества и юношества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, кото ...

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки. И. М. Сеченов.
Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и за ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru