Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников. Констатирующий эксперимент
Страница 1

Психология » Коррекционная работа с детьми с задержкой речи » Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников. Констатирующий эксперимент

Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого.

Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматического строя, развития связной речи.

У всех детей - позднее речевое развитие.

Исследование сенсомоторного уровня речи выявило следующее:

§ Состояние артикуляционной моторики 48% среднегрупповой успешности.

§ Состояние звукопроизношения 64% успешности

§ Состояние сформированности звуко-слоговой структуры слова 40% среднегрупповой успешности.

Исследование навыков языкового анализа 40% среднегрупповой успешности.

Исследование грамматического строя речи 50% среднегрупповой успешности. Исследование словаря и навыков словообразования 35% среднегрупповой успешности.

Исследование понимания лексико-грамматических отношений 45% среднегрупповой успешности

Исследование связной речи 14% среднегрупповой успешности.

Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития связной речи.

На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» класс.

Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

- умение использовать прилагательные в описательном тексте.

Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе».

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».

Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями описательного текста.

На доске:

Моя любимая игрушка - заяц.

На день рождения мне подарили зайчика.

Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.

Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

- Как называется такой текст? (Описание).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения- рассказа.

- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

4. Обсуждение структуры текста.

- С чего вы начнёте рассказ? (Как игрушка появилась, когда).

- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).

-Как закончить описание? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что .», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка» .).

5. Подготовка проводится в процессе предварительного рассказа в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

Анализ результатов.

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1.

Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной

группе

Умения \ Уровни развития умений

Умение строить описание

Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Умение использовать прилагательные в описательном тексте

Высокий

6%

12%

18%

20%

Средний

35%

35%

29%

23%

Низкий

59%

53%

53%

57%

Страницы: 1 2 3


Фундаментальные методы исследования сотрудников МВД
Напомним, что к фундаментальным методам исследования сотрудников МВД относятся многоориентированные методики. Тест Кеттелла (Кеттела).16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.16 ФЛО-187-A Назначение теста Оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Иструкция к тесту Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут ...

Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация ...

Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru