Суицид как социальная проблема. Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
Страница 1

Психология » Суицид как социальная проблема общества » Суицид как социальная проблема. Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui — себя, caedere — убивать) — намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом "самоубийство" обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном анализе суицида можно сделать следующий вывод, что самоубийство — очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая болезнь, психическое расстройство). Вопрос о том, что считать самоубийством, на первый взгляд вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее при анализе данного социального отклонения выясняется, что не так все очевидно. Дело в том, что самоубийство часто граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью. К самоубийству нельзя отнести причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.

Для выяснения сущности самоубийства важную роль играет его оценка в обществе. Рассматривая самоубийство с позиций морали, следует признать, что такой способ ухода из жизни не отвечает идеалам совершенной личности. Однако, цитируя Э. Дюркгейма, можно отметить, что "место самоубийства в общей моральной жизни человека показывает, что самоубийство не составляет совершенно обособленной группы факторов, оно не есть какой-то исключительный класс чудовищных явлений, стоящих вне всякой связи с другими видами поведения. Наоборот, самоубийство соединено с ними непрерывным рядом промежуточных ступеней и оказывается только преувеличенной формой повседневных поступков".

Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность. Самоубийство в истории общества было одним из способов выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести, доказательства верности другому человеку.

Христианская церковь, отказывая самоубийцам в церковном отпевании и погребении, много веков считала их более тяжкими грешниками, чем убийцы. Ведь последние могли раскаяться в своем злодеянии; тот же, кто наложил на себя руки, такой возможности был лишен. В цивилизованной Британии вплоть до 1823 года самоубийц хоронили на перекрестке дорог, причем предварительно полагалось протащить их тела по улицам, а сердце проткнуть осиновым колом. Не более гуманными были датчане. В их стране был наложен запрет на вынос самоубийцы из дома через дверь — для этого годилось только окно. Тело же бросали в огонь, который символизировал адское пламя, ожидавшее грешника на том свете. Может, так и родилась идея крематория?

В языческие античные времена самоубийц тоже не жаловали, но нравы были помягче. В Афинах, например, довольствовались тем, что у такого мертвеца отсекали руку и хоронили ее отдельно.

Наибольшую терпимость в этом вопросе неожиданно проявила кровавая Французская революция, которая первой вычеркнула самоубийство из перечня уголовных преступлений. Наверное, потому, что по своей направленности она была богоборческой и совершила этот акт в пику церкви, с которой у революционных вождей были свои счеты.

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности юношеского
и студенческого возраста Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к цик ...

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения
Общая характеристика. Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психо ...

Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как субъекта жизнедеятельности. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"
В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев. Параметры (основани ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru