Изучение влияния уровня тревожности и депрессии у лиц старшего
подросткового возраста на склонность к самоубийствуСтраница 1
Возникновение желания у человека покончить жизнь самоубийством зависит от ряда условий, в том числе от наличия таких свойств личности как тревожность и депрессивность. Для изучения характера влияния данных компонентов на склонность к суициду нами было проведено экспериментальное исследование.
Проблема – как влияет уровень тревожности и депрессии на склонность к самоубийству.
Гипотеза исследования – чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.
Объект исследования – суицидальное поведение личности в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования – влияние уровня тревожности и наличия депрессии на склонность к самоубийству.
Цель исследования – выявить влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.
Задачи: 1. Выявление степени риска суицидального поведения у лиц старшего подросткового возраста.
3. Исследование уровня тревожности учащихся 8-11 классов.
4. Исследование уровня депрессии у лиц старшего подросткового возраста.
5. Исследование влияния уровня тревожности на степень риска суицидального поведения у учащихся.
6. Исследование влияния уровня депрессии на степень риска суицидального поведения у учащихся.
Исследование было проведено в Клюквинской санаторной школе-интернате среди учащихся 8-11 классов. В исследовании приняло участие 23 человека.
Для данного экспериментального исследования были использованы следующие методики:
· анкета-опросник «Карта риска», выявляющая риск суицидального поведения.
· оценка уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера);
· методика определения уровня депрессии ( В.А. Жмурова).
Заполнение «Карты риска» осуществлялось под руководством школьного психолога. В результате заполнения анкеты-опросника были получены следующие данные.
Гистограмма 1
Было выявлено, что у 22 (95%) учащихся риск суицида незначителен. Но у 1 (5%) человека риск суицида значителен, что предполагает необходимость обратиться к психологу или врачу-психотерапевту за квалифицированной помощью. При склонности к суицидальному поведению среднее арифметическое:
М = 31,5 / 23 = 1,37
Медиана:
Ме = 4,5
Таким образом, статистика показывает, что большинство учащихся не склонны к суицидальному поведению.
При оценке уровня тревожности использовался групповой метод проведения методики. Учащимся были розданы бланки, объявлена цель и определен алгоритм данного исследования.
В результате проведения теста была получен следующий результат.
Гистограмма 2
В случае тревожности низкий уровень отмечается у 2 (9 %) человек, умеренный – у 10 (43%) человек, а высокий – у 11 (48 %) учащихся.
Среднее арифметическое:
М = 1004/23 = 43,7
Мода:
Мо = 35
Медиана:
Ме = 42,5
Таким образом выявлено, что у большинства учеников 8-11 классов высокий уровень личностной тревожности, что у многих может быть связано с эмоциональными переживаниями за ближайшее будущее. Конкретно – у выпускников 9 и 11 классов возрастают переживания, связанные с поступлением в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Для лиц с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе, им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Далее была проведена методика, направленная на определение уровня депрессии среди учащихся старшего подросткового возраста. В результате были получены следующие данные.
Гистограмма 3
Анализ результатов показал, что у 3 (14%) человек депрессия отсутствует, у 10 (45%) человек она минимальна, а для 9 (41%) человек характерна лешкая депрессия.
Среднее арифметическое:
М = 450/22 = 20,5
Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.
В н ...
Приложения
Приложение 1.
Основные понятия гештальт-терапии
К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость[122].
Отношение фигуры и фона.
В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный мо ...
Трехкомпонентная структура поведения личности
Типология Э. Кречмера была дополнена концепцией Н.Н. Обозова о трехкомпонентной структуре человеческого поведения, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного компонента определяет «мыслителя», аффективного (эмоциональ ...
