Когнитивные изменения в отрочестве и юношестве
Страница 1

На протяжении отрочества и юношества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить – и обогатить их жизнь. Если говорить более конкретно, когнитивное развитие в этом возрастном периоде характеризуется развитием абстрактного мышления и использованием метакогнитивных навыков (Крайг Грэйс Психология развития.-СПб: Питер, 2003.-992с. С.586.)

Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Специалисты до сих пор спорят о том, проявляется ли абстрактное мышление внезапно и сразу, или это составная часть постепенного, непрерывного процесса когнитивного развития.

Согласно теории развития Пиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный умозрительный характер и свободен от рабского «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а так же сравнение реальности с теми событиями, которые могли произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактами.

У подростков также возникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, что испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые, и рассказы старших были более конкретными.

Собственно, тремя существенными свойствами подрасткового мышления являются:

1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

3. Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом. С.587.

Принято считать, что не все люди способны мыслить на уровне формальных операций. Более того, подростки и взрослые люди, достигающие этого уровня, не всегда могут на нем постоянно удерживаться. Например, многие люди, сталкиваясь с незнакомыми проблемами в новых для них ситуациях, часто возвращаются к более конкретному типу рассуждений. Вероятно, для развития формально-операционного мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы, особенно образовательный уровень, также играют здесь определенную роль. Тот факт, что не все люди достигают в своем мышлении уровня формальных операций, привел некоторых психологов к предположению, что этот уровень следует рассматривать как расширение конкретных операций, а не как самостоятельную стадию развития интеллекта. Такую возможность допускал и Пиаже, однако при этом подчеркивал, что элементы мышления такого типа принципиально важны для освоения передовой науки и математики.

Не все специалисты по развитию соглашаются с описанной Пиаже концепцией качественного скачка в когнитивных способностях. Например, Даниель Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и ызрослых являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как непрерывный процесс. Он полагает, что и некоторые дети способны обращаться с абстрактными идеями. Возможно, что проявление этих способностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а с улучшением языковых навыков и накопления опыта взаимодействия с миром.

В отличие о Пиаже, сторонники информационного подхода обращают главное внимание на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и поланировать. В результате появления новых когнитивных умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

Страницы: 1 2


Теории мышления в отечественной психологии
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, ...

Особенности суицидального поведения. Сущность суицидального поведения
Суицид (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относ ...

Классификация умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития (10) составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru