Когнитивные изменения в отрочестве и юношестве
Страница 1

На протяжении отрочества и юношества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить – и обогатить их жизнь. Если говорить более конкретно, когнитивное развитие в этом возрастном периоде характеризуется развитием абстрактного мышления и использованием метакогнитивных навыков (Крайг Грэйс Психология развития.-СПб: Питер, 2003.-992с. С.586.)

Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Специалисты до сих пор спорят о том, проявляется ли абстрактное мышление внезапно и сразу, или это составная часть постепенного, непрерывного процесса когнитивного развития.

Согласно теории развития Пиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный умозрительный характер и свободен от рабского «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а так же сравнение реальности с теми событиями, которые могли произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактами.

У подростков также возникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, что испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые, и рассказы старших были более конкретными.

Собственно, тремя существенными свойствами подрасткового мышления являются:

1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

3. Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом. С.587.

Принято считать, что не все люди способны мыслить на уровне формальных операций. Более того, подростки и взрослые люди, достигающие этого уровня, не всегда могут на нем постоянно удерживаться. Например, многие люди, сталкиваясь с незнакомыми проблемами в новых для них ситуациях, часто возвращаются к более конкретному типу рассуждений. Вероятно, для развития формально-операционного мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы, особенно образовательный уровень, также играют здесь определенную роль. Тот факт, что не все люди достигают в своем мышлении уровня формальных операций, привел некоторых психологов к предположению, что этот уровень следует рассматривать как расширение конкретных операций, а не как самостоятельную стадию развития интеллекта. Такую возможность допускал и Пиаже, однако при этом подчеркивал, что элементы мышления такого типа принципиально важны для освоения передовой науки и математики.

Не все специалисты по развитию соглашаются с описанной Пиаже концепцией качественного скачка в когнитивных способностях. Например, Даниель Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и ызрослых являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как непрерывный процесс. Он полагает, что и некоторые дети способны обращаться с абстрактными идеями. Возможно, что проявление этих способностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а с улучшением языковых навыков и накопления опыта взаимодействия с миром.

В отличие о Пиаже, сторонники информационного подхода обращают главное внимание на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и поланировать. В результате появления новых когнитивных умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

Страницы: 1 2


Анализ результатов
Сначала рассмотрим влияние фактора возраста на значимость для человека жизненных ценностей и жизненных сфер по методике "Морфологический тест жизненных ценностей". Рассмотрим влияние фактора возраста на значимость для человека жизненных ценностей. Статистический анализ приведем подробно. Сформулируем статистические гипотезы. ...

Какое слово в переводе с латинского обозначает «толкать», «приводить в движение»?
На всех ступенях развития поведение обусловлено и внешними, и внутренними моментами, но на различных ступенях развития соотношение между внешними, в частности физико-химическими, раздражителями и внутренними процессами, которые опосредуют их влияние на поведение. Различно. Определяемые такими физико-химическими раздражителями вынужденны ...

Потребности
Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребность—состояние индивида, которое возникает в условиях переживания и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru