Когнитивные изменения в отрочестве и юношестве
Страница 1

На протяжении отрочества и юношества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить – и обогатить их жизнь. Если говорить более конкретно, когнитивное развитие в этом возрастном периоде характеризуется развитием абстрактного мышления и использованием метакогнитивных навыков (Крайг Грэйс Психология развития.-СПб: Питер, 2003.-992с. С.586.)

Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Специалисты до сих пор спорят о том, проявляется ли абстрактное мышление внезапно и сразу, или это составная часть постепенного, непрерывного процесса когнитивного развития.

Согласно теории развития Пиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный умозрительный характер и свободен от рабского «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а так же сравнение реальности с теми событиями, которые могли произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактами.

У подростков также возникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, что испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые, и рассказы старших были более конкретными.

Собственно, тремя существенными свойствами подрасткового мышления являются:

1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

3. Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом. С.587.

Принято считать, что не все люди способны мыслить на уровне формальных операций. Более того, подростки и взрослые люди, достигающие этого уровня, не всегда могут на нем постоянно удерживаться. Например, многие люди, сталкиваясь с незнакомыми проблемами в новых для них ситуациях, часто возвращаются к более конкретному типу рассуждений. Вероятно, для развития формально-операционного мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы, особенно образовательный уровень, также играют здесь определенную роль. Тот факт, что не все люди достигают в своем мышлении уровня формальных операций, привел некоторых психологов к предположению, что этот уровень следует рассматривать как расширение конкретных операций, а не как самостоятельную стадию развития интеллекта. Такую возможность допускал и Пиаже, однако при этом подчеркивал, что элементы мышления такого типа принципиально важны для освоения передовой науки и математики.

Не все специалисты по развитию соглашаются с описанной Пиаже концепцией качественного скачка в когнитивных способностях. Например, Даниель Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и ызрослых являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как непрерывный процесс. Он полагает, что и некоторые дети способны обращаться с абстрактными идеями. Возможно, что проявление этих способностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а с улучшением языковых навыков и накопления опыта взаимодействия с миром.

В отличие о Пиаже, сторонники информационного подхода обращают главное внимание на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и поланировать. В результате появления новых когнитивных умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

Страницы: 1 2


Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы. Так, если в процессе уч ...

Мотивационная сфера личности
В отеч психол существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Во всех подходах в кач-ве ее ведущей хар-ки выделяется направленность – совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть лич-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Н лич-ти всегда соц обусловлена и формируется в процесс воспитания. Н – это установки, став ...

Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны: Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает "—"•» Я, ОН — если связей мало Я и Другой------- ■» СВОИ — если улучшаем друг МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ОН ЧУЖОЙ, МЫ ЧУЖИЕ — образуют четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познако ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru